Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
00.00. 2011 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд в составе судьи Бузориной Е.А., при секретаре Буйковой М.Л., с участием прокурора Медведниковой Е.Б., представителя ответчика адвоката Правобережного филиала ИОКА Меринова Е.В., действующего на основании удостоверения № 000 от 00.00.0000 г., ордера № 000 от 00.00.0000 г., доверенности от 00.00.0000 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-279/11 по исковому заявлению прокурора г.Усолье-Сибирское в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Строитель» о признании бездействия незаконным, обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований истцом указано, что проведенной прокуратурой города проверкой исполнения требований законодательства об охране окружающей среды установлено, что общество с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное «Строитель» создано 00.00.0000 года, зарегистрировано налоговым органом. Основными видами деятельности являются разведение крупного рогатого скота, свиней, деятельность автомобильного грузового транспорта. Общество состоит на учете в Прибайкальском управлении Ростехнадзора в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду и является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды. Плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с расчетом платы общество не осуществляет, в связи с чем просит признать незаконным бездействие ООО «Строитель», выразившееся в неосуществлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 0000 года и 1-2 кварталы 0000 года по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»; обязать произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 0000 года и 1-2 кварталы 0000 года по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 0000 года и 1-2 кварталы 0000 года в Управление Росприроднадзора по Иркутской области в месячный срок.
В судебном заседании прокурор Медведникова Е.Б. требования заявления поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем, суду дополнила что, в учредительных документах ООО «Строитель» указаны основные виды деятельности, при осуществлении которых ответчик обязан предоставлять расчеты за негативное воздействие на окружающую среду в контролирующие органы, однако ООО «Строитель» такие расчеты не предоставлял.
Представитель ответчика ООО «Строитель» Меринов Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что хотя в уставе ООО «Строитель» указаны виды деятельности, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, однако предприятие не осуществляет подобные виды деятельности, и поэтому расчеты предоставлять не обязано.
Представитель третьего лица Прибайкальского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрение дела в их отсутствие, а также отзыв, в котором поддержал исковые требования.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Вотто И.Ю., действующий по доверенности № 000 от 00.00.0000 г., в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие, поддержал исковые требования, указал, что ООО «Строитель» не числится в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Иркутской области, но оно не освобождается от установленной законом обязанности произвести расчет за негативное воздействие на окружающую среду.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
-сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
-загрязнение недр, почв;
-размещение отходов производства и потребления;
-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
-иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст.28 Федеральный закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ч.1 ст. 23 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Правительство РФ устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 № 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" передать Федеральной службе по надзору в сфере природопользования функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 (в ред. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору") Росприродопользование утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух; ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV класса опасности; организует и проводит в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу федерального уровня (п. 5.5.9.-5.5.12.).
Расчет платежей за загрязнение окружающей среды производится в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632. Указанный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду.
Нормативы платы за вредное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные объекты, размещение отходов производства и потребления».
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.07.2006 г. № 557 «Об установлении сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду», п.3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 г. № 204 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» обязанность по внесению платы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в результате размещения отходов. Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами реализуется путем представления в уполномоченные органы государственной власти статистических данных о деятельности в данной сфере. Общая процедура предоставления указанной статистической информации закреплена Порядком заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 2 – ТП (отходы) «сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Росстата от 17.01.2005 г. № 1.
В соответствии с п.1 «Порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду Приложения №2 к Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 (в ред. от 27.03.2008 г.) «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ следующие виды деятельности: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
Судом установлено, что ООО «Строитель» зарегистрировано в качестве юридического лица 00.00.0000 г. Основными видами деятельности предприятия являются: разведение крупного рогатого скота, свиней, лошадей, лошаков, ослов, мулов, выращивание зерновых и зернобобовых культур, выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов, производство цельномолочной продукции, кормовых культур, аренда прочего автомобильного транспорта и оборудования, аренда подъемно-транспортного оборудования, оптовая торговля молочными продуктами, розничная торговля в палатках и на рынках, деятельность автомобильного грузового транспорта, организация перевозок грузов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 00.00.0000 года (л.д.). Как следует из Устава ООО «Строитель» (в новой редакции от 2009 г.) основными видами деятельности ответчика являются: производство и сбыт сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки, производство заготовки и переработки леса, сбыт производственных материалов, выполнение строительных, ремонтных и восстановительных работ, организация новых и совершенствование действующих сельскохозяйственных производств, организация производства и реализации населению товаров народного потребления (работ, услуг), разработка и внедрение в производство малоотходных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, осуществление иных видов хозяйственной о коммерческой деятельности, не запрещенных действующим законодательством и не противоречащих предмету и основным задачам деятельности общества (л.д.).
Ответчик в качестве плательщика в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области за негативное воздействие на окружающую среду не числится. ООО СП «Строитель» не предоставляло в адрес Управления расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и не осуществляло оплату, как следует из информации Управления Росприроднадзора по Икутской области № 000 от 00.00.0000 г. (л.д.). Также согласно письму Прибайкальского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 000 от 00.00.0000 г. ООО «Строитель» не осуществляет плату и не предоставляет расчет за негативное воздействие окружающей среды за 0000-0000 годы (л.д.). Из представленной справки № 000 от 00.00.0000 г. усматривается, что ООО «Строитель» расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за 0000 г. и 1-2 кварталы 0000 г. не представило (л.д.).
На основании изложенного, суд считает, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, так как ответчик в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды не осуществил расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 0000 г. и 1-2 кварталы 0000 г., тем самым проявил бездействие. Поэтому ответчик обязан произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 0000 года и 1-2 кварталы 0000 года и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора г.Усолье-Сибирское удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Строитель», выразившееся в неосуществлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 0000 года и 1-2 кварталы 0000 года по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Обязать ООО «Строитель» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 0000 года и 1-2 кварталы 0000 года по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Е.А. Бузорина
Решение вступило в законную силу 08.02.2011 года.