РЕШЕНИЕ о признании незаконным бездействие АМО г. Усолье-Сибирское



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

00.00. 2011 года г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жилкиной О.А.,

при секретаре Кондратьевой Н.А.,

с участием прокурора Нагорной И.Н., представителя заинтересованного лица Партала Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-79/11 по заявлению прокурора г. Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Усолье-Сибирское обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и обязании обеспечить представление общедоступного бесплатного дошкольного образования, в обоснование указав, что прокуратурой города проведена проверка законности отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений города.

Проверка показала, что на сегодняшний день две тысячи четыреста детей-жителей г.Усолье-Сибирское, состоящих в очереди на получение места в дошкольные образовательные учреждения, имеют бесспорное право на общедоступное дошкольное образование. Вместе с тем, данное право до настоящего времени ими не реализовано, вопрос обеспечения их местами в детских садах администрацией не решен.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация.

В статье 27 Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического и социального развития.

Обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования возложена действующим законодательством на органы местного самоуправления, которые располагают достаточно обширным объемом полномочий в сфере организации деятельности образовательных учреждений (в т.ч. дошкольных) на территории муниципального образования. В их число входят планирование, организация, регулирование и контроль деятельности образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в интересах детей. При этом органам местного самоуправления принадлежит исключительное право на формирование местных бюджетов в части расходов на образование, в том числе на открытие детских садов либо на дополнительное открытие мест в уже действующих дошкольных образовательных учреждениях.

Однако в настоящее время на территории города Усолье-Сибирское складывается неблагоприятная ситуация с обеспечением детей дошкольными образовательными услугами. Администрацией муниципального образования г.Усолье-Сибирское обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, возложенная на органы местного самоуправления законом, должным образом не исполняется. Согласно информации о реализации муниципальной целевой программы «Развитие образования г. Усолье-Сибирское на 2008-2010» мероприятия, направленные на открытие детских садов либо на дополнительное открытие мест в уже действующих дошкольных образовательных учреждениях, администрацией города в 2009-2010 годы не проводились. Органами местного самоуправления муниципального образования при наличии достаточных оснований в расходной части бюджета на 2010 года денежных средств на указанные цели предусмотрено не было.

В ходе проведенной проверки установлено, что количество детских садов на территории города и района в 1992 году составило 41 дошкольное образовательное учреждение.

Проверкой правомерности использования помещений бывших детских садов установлено следующее: в пункте 1 статьи 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которые не подлежат приватизации. Для таких объектов законом предусмотрено два пути:

либо передача объектов в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством (п.2);

либо изменение назначения объектов по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и дальнейшая приватизация (п.1).

В разрез с требованиями действующего законодательства об обеспечении доступного и бесплатного дошкольного образования органы местного самоуправления городского округа МО город Усолье-Сибирское в соответствии с планом приватизации продали здание детского сада № 9 (данные изъяты), предварительно изменив целевое назначение объекта.

В отношении приватизированного в 2005 году здания детского сада № 14, расположенного по адресу: (данные изъяты), срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожных сделок истёк в соответствии с положениями части 1 статьи 181, части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В ходе банкротства предприятий требования о продаже дошкольных образовательных учреждений путём проведения торгов в форме конкурса не соблюдены. Торги в форме конкурса в соответствии с п.4 ст.132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ 26.10.2002 года не проводились.

Не соблюдены требования при разграничении государственной и частной собственности (в части детских дошкольных учреждений) требования ч.11 ст.154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных актов (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В настоящее время система дошкольного образования г.Усолье-Сибирское включает в себя 25 образовательных учреждений, из них 24-муниципальных детских сада, 1 – МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский суд № 22.

Количество детских садов, перепрофилированных за указанный период (с1992 по 2010 годы) и используемых не по прямому назначению – 16.

В ходе проведенной проверки установлено, что фактическая наполняемость детских садов с учетом количества имеющихся мест равна 3505 человек. На сегодняшний день свободные места в дошкольных образовательных учреждениях города отсутствуют. Количество детей, находящихся в очереди в дошкольные учреждения – 2400 человек.

В сложившейся ситуации нарушаются права неопределенного круга лиц – как несовершеннолетних, имеющих право на получение образования в дошкольных учреждениях, так и их родителей, которые в связи с необходимостью нахождения с ребенком в течение рабочего дня, не могут реализовать своё право на труд, предусмотренное ст.37 Конституции Российской Федерации, либо вынуждены нести дополнительные финансовые расходы на оплату услуг няни.

Круг лиц, чьи права нарушаются бездействием администрации муниципального образования, является неопределенным, поскольку в настоящее время невозможно установить количество проживающих на территории города несовершеннолетних, нуждающихся в дошкольном образовании. Это объясняется тем, что не все родители несовершеннолетних проживающих в городе, понимая бесперспективность своих действий, обратились в Управление образования городской администрации с заявлением на получение места в дошкольном образовательном учреждении.

Администрация г.Усолье-Сибирское располагает сведениями лишь о тех лицах, которые подали заявления на устройство детей в муниципальные детские сады. При этом сведения о лицах, не подавших такие заявления, либо проживающих на территории города без регистрации отсутствуют.

Кроме этого, круг лиц постоянно меняется в связи с рождением, смертью, изменением места жительства.

На основании изложенного, прокурор просит:

1. признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Усолье-Сибирское в части непринятия мер к предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетним, проживающим на территории города;

2. обязать администрацию муниципального образования г.Усолье-Сибирское обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования для двух тысяч четырехсот детей, состоящих на очереди в администрации города, путём увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в городе Усолье-Сибирское;

3. обязать администрацию муниципального образования г.Усолье-Сибирское включить в муниципальную целевую программу «Развитие образования г.Усолье-Сибирское» на 2011 год мероприятия, направленные на увеличение количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличение количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в городе Усолье-Сибирское.

В ходе рассмотрения гражданского дела прокурором подано уточненное заявление, по основаниям которого он просит:

1. признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Усолье-Сибирское в части непринятия мер к предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетним, проживающим на территории города;

2. обязать администрацию муниципального образования г.Усолье-Сибирское обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования для двух тысяч четырехсот детей, состоящих на очереди в администрации города, путём увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в городе Усолье-Сибирское.

В судебном заседании прокурор отказался от требования признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Усолье-Сибирское в части непринятия мер к предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетним, проживающим на территории города.

Правовые последствия отказа от иска и принятия его судом, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, прокурору разъяснены и понятны, что подтверждается подпиской.

Определением Усольского городского суда Иркутской области от 00.00.0000 года принят частичный отказ прокурора от указанного требования, как не нашедшего подтверждения в судебном заседании, не противоречащий закону и не нарушающий прав и законных интересов других лиц. В связи с принятием судом частичного отказа прокурора от указанного требования, производство по гражданскому делу прекращено в части требования признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Усолье-Сибирское в части непринятия мер к предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетним, проживающим на территории города.

В судебном заседании прокурор уточнил и настаивал на удовлетворении требования обязать администрацию муниципального образования г.Усолье-Сибирское обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям путём увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в городе Усолье-Сибирское в срок до 31.12.2014 года.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Партала Н.А., действующая на основании доверенности от 00.00.0000 года № 000 сроком действия один год, с правом признания иска, уточненное требование прокурора обязать администрацию муниципального образования г.Усолье-Сибирское обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям путём увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в городе Усолье-Сибирское в срок до 31.12.2014 года признала, представив суду соответствующее заявление.

Правовые последствия признания иска ответчиком и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, представителю заинтересованного лица разъяснены и понятны, что подтверждается подпиской.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ).

При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3 ст. 173 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26.1 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

Глава 25 ГПК РФ не содержит запрета на признание заинтересованным лицом заявленного требования.

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (абз. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и подпунктом 13 пункта 1 статьи 10 Устава города Усолье-Сибирское, принятого решением городской Думы от 30.07.1998 года № 80 (с изменениями и дополнениями), к вопросам местного значения городского округа относятся: … организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Судом установлено, что представитель заинтересованного лица администрации и муниципального образования г. Усолье-Сибирское Партала Н.А., действующая на основании доверенности от 00.00.0000 года № 000 сроком действия один год, наделена полномочием по признанию иска. Правовые последствия признания иска ответчиком и принятия его судом, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, представителю заинтересованного лица судом разъяснены и понятны, что подтверждается подпиской. Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа отнесено законом к вопросам местного значения городского округа и на основании устава города отнесено к полномочиям администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское.

При установленных обстоятельствах суд принимает признание представителем заинтересованного лица требования обязать администрацию муниципального образования г. Усолье-Сибирское обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Усолье-Сибирское Иркутской области в срок до 31.12.2014 года как не противоречащий закону и не нарушающий чьих-либо прав и законных интересов, на основании чего, заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора г. Усолье-Сибирское - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования г. Усолье-Сибирское обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений и увеличения количества мест в существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Усолье-Сибирское Иркутской области в срок до 31.12.2014 года.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Усольский городской суд.

Судья

Усольского городского суда: О.А. Жилкина

Решение вступило в законную силу 15.02.2011 года.