Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
00.00. 2011 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Медведева П.В., при секретаре Протасовой Е.А., с участием помощника прокурора Эварт А.В., представителей ответчиков Головенко Е.А. и Чумаченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-681/11 по иску Прокурора г. Усолье-Сибирское в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» об устранении нарушений законодательства,
установил:
Прокурор г. Усолье-Сибирское обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» об устранении нарушений законодательства. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой г. Усолье-Сибирское проверки соблюдения предприятием ОАО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе направленного на предотвращение вредного воздействия на здоровье человека и природную среду, установлено, что на предприятии отсутствует рабочая локальная система оповещения.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 00.00.0000 г. ОАО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» является действующим лицом.
Производимые и эксплуатируемые в 8 и 9 цехах «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» химически-опасные вещества относятся ко 2-4 классу опасности.
По информации и.о. исполнительного директора ОАО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» локальная система оповещения не работает по причине замены аналоговой АТС на цифровую АТС и повреждения телефонного беля в районе ТЭЦ-11.
Вместе с тем, требованиями статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. «г» ст. 14 Федерального закона от 1 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», Постановления Губернатора Иркутской области от 6 июля 1999 г. № 406-П «О совершенствовании защиты населения от аварийно химически опасных веществ и классификации административно-территориальных единиц и объектов экономики, области по химической опасности», а также Постановления главы администрации города Усолье-Сибирское Иркутской области от 31 марта 2009 г. № 489 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании города Усолье-Сибирское и организациях, расположенных на территории муниципального образования города Усолье-Сибирское», предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения. Обеспечение проектирования и строительства локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах в районе их размещения, в соответствии с названными нормативными актами, необходимо было организовать, начиная с 1993 г. в срок до 1 июля 2001 года.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 78 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» установлены зоны действия локальных систем оповещения, которые составляют в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов.
Финансирование создания, совершенствования и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, осуществляется в соответствии со ст.ст. 24, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьей 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и Постановлением Совета Министров - Правительства РФ 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», то есть за счет собственных средств организации.
Приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России 25 июля 2006 г. № 422/90/376 утверждено Положение о системах оповещения населения, согласно которому система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС) и населения. Системы оповещения создаются на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов правления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в не действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
Однако, в нарушение указанных требований нормативно-правовых актов, на АО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» не обеспечено поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения.
Согласно ст.ст. 17, 18, 41, 42 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья, благоприятную среду. Гарантом соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства является прокурор.
Указанные нарушения законодательства затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку возможность своевременного доведения формации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует, а определить круг лиц, чьи права будут рушены, не представляется возможным, так как действие локальной системы оповещения должно распространяться в том числе на территорию муниципального образования города Усолье-Сибирское.
Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера являются недопустимыми и могут привести к трагическим последствиям.
Так, 00.00.0000 г. старшим следователем прокуратуры г. Усолье-Сибирское Иркутской области Шелковниковым А.И. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2. 143 УК РФ по факту смерти П. в результате несчастного случая на производстве ОАО «Усолье-Сибирский химфармзавод». В ходе расследования уголовного дела установлено, что звуковая сигнализация на аппарате в цехе № 9, на котором работал П., не работала, система оповещения не действовала, в результате нарушения технологического процесса произошел выброс сероводорода, который и привел к гибели работника ОАО «Усолье-Сибирский химфармзавод», ввиду отсутствия рабочих систем оповещения на предприятии, о выбросе сероводорода работники предприятия узнали, только ощутив запах сероводорода и обнаружив труп П.
В связи с чем прокурор г. Усолье-Сибирское просит обязать открытое акционерное общество «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» устранить нарушения законодательства путем создания действующей локальной системы оповещения в целях поддержания ее в состоянии постоянной готовности к использованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Усолье-Сибирское Эварт А.В. на исковых требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика - Головенко Е.А. и Чумаченко А.А., действующие по доверенностям (л.д.), по существу требований не возражают, пояснив, что ЛСО на предприятии существует, однако находится в нерабочем состоянии. Просят продлить срок приведения системы в рабочее состояние на 4 квартал 0000 г., в указанный срок предприятие обязуется произвести ремонт локальной системы оповещения и запустить её в работу.
Представитель третьего лица - Муниципального учреждения «Служба муниципального образования г. Усолье-Сибирское по решению вопросов гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит дело рассмотреть в отсутствие представителя службы, исковые требования поддерживает (л.д.).
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 1 марта 1993г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", на организации Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), возложены обязанности обеспечивать, начиная с 1993 года, создание локальных систем оповещения. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществляется на действующих потенциально опасных объектах осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов.
Согласно Методическим рекомендациям по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (утв. МЧС РФ 24.12.2002), создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения (п.1.5.).
Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи (п. 1.6.).
В судебном заседании установлено, что Открытое акционерное общество «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.) и действует на основании Устава (л.д.).
Основными видами деятельности общества являются производство, хранение и реализация лекарственных средств, другой химико-фармацевтической продукции, в том числе производство фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств (ст. 2.2. Устава).
Согласно представленной информации (л.д.), производимые и эксплуатируемые в ОАО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» химически-опасные вещества относятся ко 2-4 классу опасности.
Таким образом, ОАО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» является потенциально опасным объектом, на котором должна быть создана локальная система оповещения (ЛСО), что также подтверждается пояснениями представителя МУ «Служба муниципального образования г. Усолье-Сибирское по решению вопросов гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» (л.д.).
Из пояснений представителей ответчика, показаний допрошенного свидетеля В. и представленных материалов (л.д.) также следует, что ЛСО на предприятии ответчика находится в нерабочем состоянии по причине повреждения телефонного кабеля в районе ТЭЦ-11.
В связи с чем требования прокурора г. Усолье-Сибирское о понуждении ответчика устранить нарушение законодательства путем создания на предприятии действующей локальной системы оповещения, являются законными и обоснованными.
Согласно плану взаимодействия администрации г. Усолье-Сибирское и руководства химически опасных объектов по предупреждению, экстренному реагированию и защите персонала и населения в случае химических аварий, на руководителей химически опасных объектов возложены обязанности в 4 квартале 0000 года произвести монтаж и сдачу в эксплуатацию ЛСО (л.д.).
Вместе с тем, учитывая, что отсутствие ЛСО ставит под угрозу жизнь и здоровье населения, проживающего в районе размещения потенциально опасного объекта, а также пояснения представителей ответчика о том, что для ввода в эксплуатацию ЛСО требуется лишь замена телефонного кабеля, суд считает, что разумным и достаточным сроком для исполнения настоящего решения суда будет срок не позднее 00.00.0000 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора г. Усолье-Сибирское в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» об устранении нарушений законодательства удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» устранить нарушение законодательства путем создания на предприятии действующей локальной системы оповещения в срок не позднее 00.00.0000 года.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.В. Медведев
Решение вступило в законную силу 25.04.2011 года.