РЕШЕНИЕ о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

0.00. 2011 года г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Медведева П.В., при секретаре Протасовой Е.А., с участием помощника прокурора г. Усолье-Сибирское Эварт А.В., представителя органа местного самоуправления Ковалева В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1612/11 по заявлению Прокурора г. Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Усолье-Сибирское в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности проведена проверка готовности муниципальных образований к весенне-летнему пожароопасному периоду 0000 года, обеспечение ими первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В ходе проверки установлено, что в Усольском районе угрозе лесных пожаров подвержены 00 населенных пунктов, в том числе (данные изъяты) Сосновского муниципального образования.

В Сосновском муниципальном образовании органами пожарного надзора в период с 00 по 00.00.0000 г. проводилась проверка населенных пунктов: (данные изъяты). В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

В с. (данные изъяты) Усольского района:

- в нарушение требований п. 15 ст. 69 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует противопожарное расстояние от границы населенного пункта до лесного массива (в соответствии с указанным пунктом нормативного акта – не менее 15 метров);

- в нарушение п. 112 ППБ 01-03 не разработаны и не выполнены мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенного пункта (минерализованные полосы);

- в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п. 18 табл. 3, НПБ 160-97, п. 8.6 СП 8.13130.2009, на территории населенного пункта отсутствуют указатели местонахождения водоисточников для целей пожаротушения;

В с. (данные изъяты) Усольского района:

- в нарушение требований п. 15 ст. 69 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует противопожарное расстояние от границы населенного пункта до лесного массива (в соответствии с указанным пунктом нормативного акта – не менее 15 метров);

- в нарушение п. 112 ППБ 01-03 не разработаны и не выполнены мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов (минерализованные полосы).

В с. (данные изъяты) Усольского района:

- в нарушение требований п. 15 ст. 69 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует противопожарное расстояние от границы населенного пункта до лесного массива (в соответствии с указанным пунктом нормативного акта – не менее 15 метров).

По результатам проверки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» 00.00.0000 г. государственным инспектором по пожарному надзору г. Усолье-Сибирское и Усольскому району главе администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования выдано предписание № 000 по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности, срок устранения нарушений установлен до 00.00.0000 г.

В марте и апреле 0000 г. по поручению Правительства Российской Федерации от 25.02.2011г. № ИШ-П4-1111 отделом надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району были проведены проверки населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам. По итогам проверок установлено, что ранее предложенные мероприятия по устранению нарушений являются невыполненными, в связи с этим главным государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района 00.00.0000 г. направлено письмо прокурору города.

При проведении 00.00.0000 г. совместной с органами пожарного надзора проверки Сосновского муниципального образования установлено, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные главе администрации Сосновского муниципального образования в предписании от 00.00.0000 г., не устранены. В связи с чем государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору 00.00.0000 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования.

Бездействие органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов может привести к возможности переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов, а также к отсутствию условий для оперативного тушения пожара в населенном пункте.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствие с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.

На основании изложенного, прокурор г. Усолье-Сибирское просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования в части неустранения нарушений требований пожарной безопасности.

2. Обязать администрацию сельского поселения Сосновского муниципального образования в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований пожарной безопасности:

В с. (данные изъяты) Усольского района: обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта до лесного массива (не менее 15 метров); разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенного пункта (организация минерализованной полосы вокруг населенного пункта, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности); на территории населенного пункта установить указатели местонахождения водоисточников для целей пожаротушения (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

В с. (данные изъяты) Усольского района: обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта до лесного массива (не менее 15 метров); разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенного пункта (организация минерализованной полосы вокруг населенного пункта, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности).

В с. (данные изъяты) Усольского района: обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта до лесного массива (не менее 15 метров).

В судебном заседании помощник прокурора г. Усолье-Сибирское Эварт А.В. на требованиях заявления настаивает по основаниям, в нем изложенным. Суду пояснила, что бездействие администрации муниципального образования в области пожарной безопасности в пожароопасный период может привести к распространению огня на жилые здания и другие сооружения в населенном пункте.

В судебном заседании глава Администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования Ковалев В.П. с требованиями прокурора согласен в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно п. 15 ст. 69 Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с названными Правилами, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90).

Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (п. 112).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Усолье-Сибирское в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о пожарной безопасности проведена проверка готовности муниципальных образований к весенне-летнему пожароопасному периоду 0000 года, обеспечение ими первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В ходе проверки установлено, что в Усольском районе угрозе лесных пожаров подвержены 00 населенных пунктов, в том числе (данные изъяты) Сосновского муниципального образования, что подтверждается информацией Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области (л.д.).

В Сосновском муниципальном образовании органами пожарного надзора в период с 00 по 00.00.0000 г. проводилась проверка населенных пунктов: (данные изъяты). В ходе проверке были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

В с. (данные изъяты) Усольского района:

- в нарушение требований п. 15 ст. 69 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует противопожарное расстояние от границы населенного пункта до лесного массива (в соответствии с указанным пунктом нормативного акта – не менее 15 метров);

- в нарушение п. 112 ППБ 01-03 не разработаны и не выполнены мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенного пункта (минерализованные полосы);

- в нарушение п. 90 ППБ 01-03, п. 18 табл. 3, НПБ 160-97, п. 8.6 СП 8.13130.2009, на территории населенного пункта отсутствуют указатели местонахождения водоисточников для целей пожаротушения;

В с. (данные изъяты) Усольского района:

- в нарушение требований п. 15 ст. 69 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует противопожарное расстояние от границы населенного пункта до лесного массива (в соответствии с указанным пунктом нормативного акта – не менее 15 метров);

- в нарушение п. 112 ППБ 01-03 не разработаны и не выполнены мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов (минерализованные полосы).

В с. (данные изъяты) Усольского района:

- в нарушение требований п. 15 ст. 69 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отсутствует противопожарное расстояние от границы населенного пункта до лесного массива (в соответствии с указанным пунктом нормативного акта – не менее 15 метров).

По результатам проверки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» 00.00.0000 г. государственным инспектором по пожарному надзору г. Усолье-Сибирское и Усольскому району главе администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования выдано предписание № 000 по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности, срок устранения нарушений установлен до 0000 г.

В марте и апреле 00.00.0000 г. по поручению Правительства Российской Федерации от 25.02.2011г. № ИШ-П4-1111 отделом надзорной деятельности по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району были проведены проверки населенных пунктов, прилегающих к лесным массивам. По итогам проверок установлено, что ранее предложенные мероприятия по устранению нарушений являются невыполненными, в связи с этим главным государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района 00.00.0000 г. направлено письмо прокурору города.

При проведении 00.00.0000 г. совместной с органами пожарного надзора проверки Сосновского муниципального образования установлено, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные главе администрации Сосновского муниципального образования в предписании от 0000.0000 г., не устранены. В связи с чем государственным инспектором г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору 00.00.0000 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования.

Бездействие органа местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов может привести к возможности переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов, а также к отсутствию условий для оперативного тушения пожара в населенном пункте.

В судебном заседании представитель органа местного самоуправления с требованиями прокурора согласился, пояснив, что все нарушения будут устранены в ближайшее время.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией сельского поселения Сосновского муниципального образования не выполняются требования пожарной безопасности, создается реальная угроза распространения огня в пожароопасный период на жилые здания и иные постройки, расположенные в населенных пунктах муниципального образования.

При таких обстоятельствах требования прокурора г. Усолье-Сибирское о признании бездействия органа местного самоуправления незаконными и понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд при этом считает, что разумным и достаточным сроком для исполнения настоящего решения суда будет срок в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, учитывая также наступление пожароопасного периода.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Прокурора г. Усолье-Сибирское в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконными, понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования города Усолье-Сибирское в части не устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Обязать администрацию сельского поселения Сосновского муниципального образования в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований пожарной безопасности:

В с. (данные изъяты) Усольского района: обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта до лесного массива (не менее 15 метров); разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенного пункта (организация минерализованной полосы вокруг населенного пункта, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности); на территории населенного пункта установить указатели местонахождения водоисточников для целей пожаротушения (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий).

В с. (данные изъяты) Усольского района: обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта до лесного массива (не менее 15 метров); разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенного пункта (организация минерализованной полосы вокруг населенного пункта, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности).

В с. (данные изъяты) Усольского района: обеспечить противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта до лесного массива (не менее 15 метров).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Судья П.В. Медведев

Решение вступило в законную силу 01.08.2011 года.