Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 00.00. 2012 года г. Усолье-Сибирское Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Медведева П.В., при секретаре Протасовой Е.А., с участием помощника прокурора г. Усолье-Сибирское Эварт А.В., заявителя Ушакова С.В., председателя Усольской районной территориальной избирательной комиссии Орловой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-441/12 по заявлению Ушакова С.В. о защите избирательных прав, У С Т А Н О В И Л: Ушаков С.В. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав. В обоснование уточненных требований указал, что просит в соответствии со ст. 259-261 ГПК РФ рассмотреть вопрос о незаконном отказе ему в регистрации кандидатом на должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования. 00.00.0000 года заявитель подал в Усольскую районную территориальную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения своей кандидатуры в количестве 000 подписей. При сдаче подписных листов ему было указано о минимальном количестве подписей в количестве 000 шт., максимальное количество - 000. При этом никаких замечаний от членов комиссии он не получил. 00.00.0000 г. в помещении избирательной комиссии была произведена выборка (жеребьевка) подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей. Всего было выбрано 00 листов с подписями избирателей, на которых содержалось 000 подписи избирателей. Также в протоколе указано, что проверка будет проводиться в период с 00 по 00 января 0000 г. 00.00.00000 г. за подписью руководителя рабочей группы ТИК К. ему был вручен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения его как кандидата на должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования. 00.00.00000 г. состоялось заседание ТИК, на котором большинством голосов было принято решение за № 000 об отказе ему в регистрации кандидатом, поскольку 00 подписи избирателей (00 %) были признаны недействительными по следующим основаниям: 00 подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; 00 подписей избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателем; 00 подписей избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные указанным лицом (имеются исправления в дате составления подписного листа); 00 подписей избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме (указание на код паспортного подразделения выдавшего паспорт). С решением ТИК заявитель не согласен по следующим основаниям: 1) подпункт 16 пункта 9 статьи 61 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" дата составления подписного листа, не является сведениями о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей. Сведениями о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей являются фамилия, имя отчество, число месяц, год рождения, место жительства, место регистрации, паспортные данные лица, дата и место выдачи паспорта. 2) подпункт 18 пункта 9 статьи 61 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме. В подписном листе лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей в поддержку кандидата Ушакова С.В. на пост мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования, в графе место и дата выдачи паспорта указал дату выдачи паспорта и код паспортного подразделения, выдавшего паспорт, что в свою очередь «не является не полными сведениями о лице, либо сведениями, указанными лицом не в полном объеме». 3) в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» членами избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов (под непосредственным подчинением в настоящем Федеральном законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания). Руководителем рабочей группы, секретарем ТИК – членом ТИК с правом решающего голоса в составе комиссии ТИК находится К., которая занимает пост специалиста по работе с предпринимателями экономического отдела муниципального района Усольского районного муниципального образования, т.е. К. является непосредственным подчиненным действующего мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования Г., являющегося кандидатом на пост мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования. К. должна была сложить свои полномочия с момента выдвижения Г. своей кандидатуры на пост мэра и не имела права участвовать в принятии решения и не имела права участвовать при проверке подписных листов. На основании изложенного Ушаков С.В. просит (л.д. ): 1. Признать незаконным итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования Ушакова С.В. от 00.00.0000 г.; 2. Отменить решение Усольской районной территориальной избирательной комиссии за № 000 от 00.00.0000 г. как незаконное; 3. Обязать Усольскую районную территориальную избирательную комиссию зарегистрировать заявителя кандидатом на должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования. 4. Взыскать с Усольской районной территориальной избирательной комиссии государственную пошлину в сумме 000 руб. В судебном заседании Ушаков С.В. на своих требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлениях. Председатель Усольской районной территориальной избирательной комиссии Орлова А.И. возражает против удовлетворения требований Ушакова С.В., суду пояснила, что в ходе проверки подписных листов, представленных заявителем, установлено более 00% недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, подлежащих проверке, в связи с чем ему и отказано в регистрации кандидатом на должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования. К., замещающая должность главного специалиста по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса отдела экономической политики Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования, назначена членом комиссии с правом решающего голоса Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 00.00.0000 г. и исполняла обязанности секретаря комиссии. 00.00.0000 г. К., в соответствии с пунктом 6 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подала заявления в Избирательную комиссию Иркутской области об исключении её из состава Усольской районной ТИК и в Усольскую районную ТИК об освобождении её от обязанностей секретаря комиссии. До принятия соответствующего решения об освобождении от должности Избирательной комиссией Иркутской области, К. вправе исполнять полномочия члена избирательной комиссии. Оснований для немедленного прекращения полномочий К., предусмотренных пунктом 8 ст. 29 названного Закона, не имеется. Кроме того, участие К. в голосовании по вопросу об отказе в регистрации кандидатом Ушакова С.В. не являлось решающим фактором, поскольку за принятие указанного решения члены комиссии проголосовали «единогласно». Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора Эварт А.В., полагавшей необходимым отказать Ушакову С.В. в удовлетворении требований, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 ст. 57 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области", далее Закон, сбор подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования осуществляется посредством их внесения в подписные листы, изготовленные по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону. В соответствии с пунктом 4 данной статьи лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства (с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), проставляет подпись и дату ее внесения (день, месяц, год). Пунктом 1 ст. 56 Закона установлено, что при проведении выборов главы муниципального образования количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 2 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее десяти подписей. Согласно ст. 61 Закона, количество проверяемых подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов и представленных в соответствующую избирательную комиссию для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, устанавливается решением избирательной комиссии муниципального образования, но не может быть менее 20 процентов от установленного статьей 56 настоящего Закона количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата. Пунктом 9 ст. 61 Закона установлено, что недействительными признаются в том числе: все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные указанным лицом (подпункт 16); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, кандидатом (подпункт 17); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме (подпункт 18). Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с частью 1 настоящей статьи (за исключением случая, когда для регистрации кандидата требуется представить менее 200 подписей и достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата), дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится (пункт 13 ст. 61 Закона). В судебном заседании установлено, что Решением Думы муниципального района Усольского районного муниципального образования от 00.00.0000 г. № 000 назначены муниципальные выборы мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования (л.д. ). Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области сформирована Усольская районная территориальная избирательная комиссии (л.д. ), далее ТИК, на которую возложены полномочия избирательной комиссии Усольского районного муниципального образования (л.д. ). На территории муниципального района Усольского районного муниципального образования зарегистрировано 000 избирателей (л.д. ). Согласно требованиям ст. 56 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 2 процента от общего числа избирателей, т.е. не менее 746 подписей (37336 х 2%=746). 00.00.0000 г. Ушаковым С.В. в ТИК были представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, с количеством подписей 000 штук (л.д. ). В ходе процедуры случайной выборки листов с подписями избирателей комиссией были отобраны 00 листов с подписями избирателей в количестве 00 (л.д. ). Согласно итоговому протоколу (л.д. ), в результате проверки подписных листов, представленных Ушаковым С.В. ТИК, установлено, что 00 (00 % от числа проверенных) подписи избирателей признаны недействительными, в том числе: - подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности – 00 шт.; - подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями – 00 шт.; - все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные указанным лицом – 00 шт.; - все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме – 00 шт. В связи с чем, Решением от 00.00.0000 г. № 000 Ушакову С.В. отказано в регистрации кандидатом на должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования, в связи с превышением более 00 % недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (л.д. ). Исследовав представленные подписные листы судом установлено, что 00 избирателей указали в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, что подтверждается ответом Управления ФМС России по Иркутской области (л.д. ) и заявителем не оспаривается. Кроме того, год рождения избирателя Ш. имеет исправления, специально не оговоренные указанным лицом (л.д. ), что также не оспаривается заявителем. На листе № 00 имеется исправление даты внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей Б. (л.д. ), и это исправление не оговорено сборщиком подписей. Наличие неоговоренного исправления в дате внесения подписи Ушаковым С.В. не оспаривается. В соответствии с пп. 17 п. 9 ст. 61 Закона, все подписи избирателей в данном подписном листе признаются недействительными. То обстоятельство, что в итоговом протоколе в качестве оснований для признания 00 подписей недействительными указана строка 00 вместо 00, суд расценивает как техническую ошибку, которая не влияет на выводы суда о правомерности признания всех подписей в подписном листе № 00 недействительными. Судом также установлено, что на листе № 00 лицом, осуществлявшим сбор подписей Ж., в сведениях о себе указан только год рождения, без указания числа и месяца рождения, т.е. сведения указаны не в полном объеме, что не позволяет достоверно идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей (л.д. ). Указанное является нарушением пункта 4 ст. 57 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" и основанием для признания всех 9 подписей в данном подписном листе, недействительными (пп. 18 п. 9 ст. 61 Закона). Доводы Ушакова С.В. о признании недействительными подписи на листе № 00 на том основании, что лицо, осуществлявшее сбор подписей, в графе место и дата выдачи паспорта указало дату выдачи паспорта и код паспортного подразделения, выдавшего паспорт, что свою очередь «не является не полными сведениями о лице, либо сведениями указанными лицом не в полном объеме», судом отклоняются, поскольку данный факт не являлся основанием признания данных подписей избирателей недействительными. Таким образом, суммарное количество недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составило более 00% от общего количества проверенных подписей, что давало ТИК право отказать Ушакову С.В. в регистрации кандидатом на должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования. Несостоятельными суд находит и утверждение заявителя о том, что член комиссии с правом решающего голоса К. не имела права участвовать в принятии решения и при проверке подписных листов. Так, в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов. В судебном заседании установлено, что К., назначенная в состав ТИК Избирательной комиссией Иркутской области, также замещает должность главного специалиста по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса отдела экономической политики Управления экономического развития и прогнозирования Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (л.д. ). Действующий мэр муниципального района Усольского районного муниципального образования Г. является и кандидатом на данную должность (л.д. ). Вместе с тем, пунктом 6 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае: а) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена комиссии, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "н" пункта 1 настоящей статьи. Таким образом, решение вопроса об освобождении К. от исполнения обязанностей члена комиссии возлагается на Избирательную комиссию Иркутской области и до принятия соответствующего решения К. вправе исполнять свои обязанности в качестве члена комиссии с правом решающего голоса. Оснований для немедленного прекращения полномочий К., предусмотренных п. 8 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, не имеется. При указанных обстоятельствах, суд считает отказ Ушакову С.В. в регистрации кандидатом на должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования законным и обоснованным, нарушений избирательных прав заявителя судом не установлено. В связи с чем оснований для удовлетворения всех заявленных требований у суда не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Ушакова С.В. о защите избирательных прав отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в пятидневный срок со дня его принятия. Судья П.В. Медведев Решение по делу вступило в законную силу 14.02.2012 года.