РЕШЕНИЕ об обязании включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

00.00.2012 года

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Г.Г.Демидовой, при секретаре Клепацкой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-388/12 по иску прокурора г.Усолье-Сибирского в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования об обязании включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Усолье-Сибирского в порядке ст.45 ГПК РФ обратился с заявлением, в обоснование указав, что в результате проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения в части утверждения органами местного самоуправления перечня автодорог местного значения, включения их в реестр муниципального имущества установлено, что решением Думы сельского поселения Сосновского муниципального образования от 00.00.0000 г. №00 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения Сосновского муниципального образования.

Согласно указанному перечню к дорогам общего пользования местного значения сельского поселения Сосновского муниципального образования относятся: (данные изъяты).

Установлено, что автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах муниципального образования Сосновского сельского поселения в реестр муниципального имущества не включены, что подтверждается реестром объектов недвижимого имущества Сосновского муниципального образования.

Из п.6 Устава сельского поселения Сосновского МО следует, что к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Отсутствие правового основания на право собственности не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в том числе на предоставление средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности, что предусматривает осуществление в виде субсидий бюджетам субъектов РФ в пределах средств, предусмотренных в программе. Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц граждан на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем, так как автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.

Таким образом, несоблюдение администрацией сельского поселения Сосновского муниципального образования требований законодательства о местном самоуправлении, в сфере дорожной деятельности и в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом нарушает установленный в РФ законопорядок, подрывает конституционный принцип правового государства и, следовательно, интересы РФ.

Просит обязать ответчика включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах сельского поселения Сосновского муниципального образования, перечень которых утвержден решением Думы сельского поселения Сосновского муниципального образования от 00.00.0000 г. №00.

Помощник прокурора г.Усолье-Сибирского Цветкова С.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика – администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, дополнительно указав, что в соответствии с Положением «Об учете муниципального имущества и ведении Реестра муниципальной собственности сельского поселения Сосновского муниципального образования», утвержденным решением Думы сельского поселения Сосновского муниципального образования от 00.00.0000 г. №00, администрация сельского поселения Сосновского муниципального образования не имеет возможности включить автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах сельского поселения Сосновского муниципального образования, в Реестр муниципальной собственности сельского поселения Сосновского муниципального образования ввиду отсутствия оснований приобретения права муниципальной собственности. Финансовых средств на оформление технической документации и права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения в бюджете сельского поселения Сосновского муниципального образования нет.

Представитель третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежаще извещенный о времени и месте слушания дела, в суд не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как следует из ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В соответствии со ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Пунктом 5 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ следует, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст.51 Федерального закона №131-ФЗ названного выше закона органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из смысла п.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ (ред. от 18.07.2011 г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В судебном заседании установлено, что решением Думы сельского поселения Сосновского муниципального образования №00 от 00.00.0000 г. утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования сельского поселения Сосновского муниципального образования. В то же время установлено, что имеющиеся автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ сельского поселения Сосновского муниципального образования в реестр муниципальной собственности не включены. Данные обстоятельства подтверждаются представленным реестром объектов муниципального имущества Сосновского муниципального образования, из которого следует, что автомобильные дороги в данный реестр не включены, юридически не оформлены.

Статьей 6 Устава сельского поселения Сосновского муниципального образования предусмотрен перечень вопросов местного значения Сосновского муниципального образования, к числу которых отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц граждан на безопасность дорожного движения, а также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем.

При установленных обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора г.Усолье-Сибирского в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Сосновского муниципального образования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Администрацию сельского поселения Сосновского муниципального образования включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего пользования местного значения, расположенные в границах сельского поселения Сосновского муниципального образования, перечень которых утвержден решением Думы сельского поселения Сосновского муниципального образования №00 от 00.00.0000 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усольский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом.

Судья Усольского городского суда Г.Г.Демидова

Решение вступило в законную силу 21.03.2012 г.