Обвинительный приговор по ст.105 ч.1 УК РФ.



ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усмань Липецкой области 25 ноября 2010 года

Усманский районный суд Липецкой области в составе председательствующего:

судьи Кузнецовой Л.В.,

с участием государственного обвинителя Черных С.Н.,

подсудимой Коротковой А.М.,

защитника Мальцева М.И.,

потерпевшего М.И.К.,

при секретаре Селищевой Г.И.,

рассмотрев материалы уголовного дела № в отношении

Коротковой А.М., <данные изъяты>

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 30 ч.3, ст. 105 ч.1 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Короткова А.М. совершила умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах.

01 июля 2010 г. в период времени с 13.00 часов до 16.00 часов Короткова А.М., находясь в состоянии алкогольного опьянения в своем <адрес>, на почве личных неприязненных отношений, имея умысел на причинение вреда здоровью, нанесла своему сожителю М.И.К. кухонным ножом 7 ударов в тело, причинив ему телесные повреждения: колото-резаные раны на грудной клетке, в проекции правой ключицы, верхних конечностей, пневмоторакс, при этом телесное повреждение в виде колото-резаной раны на грудной клетке, пневмоторакс квалифицируется как тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, создающий непосредственно угрозу для жизни.

Подсудимая Короткова А.М. в судебном заседании вину признала частично и показала, что в ходе распития спиртного за столом ее сожитель М.И.К. нанес ей 1 удар по лицу, затем повалил на пол, где нанес 4 удара и начал душить. Она вырвалась, взяла нож со стола и, когда он схватил ее за руки и сказал: «Тебе мало? Сейчас добавлю», она нанесла ему 2 удара ножом в область плеча и подмышки. Удары наносила машинально, обороняясь от его действий. Затем Г.А.А. потребовал отдать ему нож, что она и сделала. Умысла на убийство потерпевшего у нее не было.

Потерпевший М.И.К. показал, что обстоятельств произошедшего 01 июля 2010г. не помнит в связи с тем, что находился в состоянии алкогольного опьянения. Очнувшись в больнице, узнал о причинении ему ножевых ранений.

Свидетель Г.А.А. показал, что он распивал спиртное в доме подсудимой совместно с потерпевшим и знакомой женщиной Леной. Находясь за столом, потерпевший наотмашь вдруг ударил Короткову А.М. по лицу рукой, от чего она «отлетела» к окну. Что было дальше между ними, не видел. Потом Короткова А.М. взяла со стола нож и, находясь «в разъяренном виде», начала наносить потерпевшему удары. Потерпевший начал отталкивать ее, и когда М.И.К. повернулся правым боком, он (Горшков) увидел на его теле раны. Он закричал Лене: «Отбери нож», но она ничего не делала, тогда он сам на костылях поднялся и пошел к ним, потребовал отдать ему нож. Он взял у Коротковой нож. Затем они раны на теле потерпевшего присыпали порошком стрептоцида. Когда потерпевший лежал на полу, Короткова также выходила из кухни с другим ножом и махнула им, но ударов не наносила. Данный нож он тоже забрал у Коротковой А.М.

Свидетель З.Н.И., допрошенный на стадии следствия, показал, что во время распития спиртного 01.07.2010 г. в доме подсудимой он сильно запьянел и ушел спать на веранду. Разбудили его сотрудники милиции и начали выяснять произошедшее (л.д. 102).

Свидетель В.Е.В. показала, что в ходе распития спиртного между Коротковой и М.И.К. произошла ссора, потерпевший ударил Короткову кулаками по лицу, повалил на пол и начал душить. Подсудимая оттолкнула его и поднялась. Потерпевший в этот момент отошел к двери, повернулся к Г.А.А.. Короткова со стола взяла нож с деревянной ручкой и, подойдя к М.И.К., ударила ножом его в спину в область плеча, а когда он к ней повернулся и спросил: «Ты что делаешь?» она со словами: «Еще хочешь?» нанесла ему 7 ударов в плечи и грудь, от чего он сполз по шкафу на пол. Когда она нанесла удары, подошедший Г.А.А. выхватил у нее нож. Затем Короткова успокоилась. Она по просьбе потерпевшего присыпала ему рану стрептоцидом, а затем вызвала скорую помощь и милицию.

По заключению судебно-медицинской экспертизы от 21.08.2010 г. у М.И.К. обнаружены телесные повреждения: колото-резаные раны на грудной клетке, в проекции правой ключицы, верхних конечностей, пневмоторакс.

Колото-резаная рана на грудной клетке, пневмоторакс могли образоваться в результате однократного ударно-травматического воздействия предмета или орудия, обладавшего колюще-режущими травмирующими свойствами, не исключено от удара ножом, 01 июля 2010 г. и расцениваются как повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, создающий непосредственно угрозу для жизни.

Колото-резаные раны в проекции правой ключицы, верхних конечностях, могли образоваться в результате шести ударно-травматических воздействий предмета или орудия, обладавшего колюще-режущими свойствами, не исключено от удара ножом, 01 июля 2010 г. и расцениваются как повреждения, причинившие легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья на срок до 21 дня.

Колото-резаная рана на грудной клетке, пневмоторакс могли образоваться при обстоятельствах, указанных Коротковой А.М. при проверке показаний на месте 17.08.2010 г.

Все телесные повреждения могли образоваться при обстоятельствах, указанных свидетелем В.Е.В. в ходе ее допроса 11.08.2010 г. <данные изъяты>

По заключению судебно-психиатрической экспертизы от 19.08.2010 г. Короткова А.М. страдает в настоящее время и страдала во время, относящееся к совершению правонарушения, синдромом зависимости от алкоголя. Данные расстройства не сопровождаются слабоумием и не достигают уровня хронического психического расстройства либо иного болезненного состояния психики. Во время правонарушения она не обнаруживала временного психического расстройства, а находилась в состоянии острой неосложненной алкогольной интоксикации. Она могла и может в настоящее время осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается. В состоянии аффекта в исследуемый период времени Короткова А.М. не находилась <данные изъяты>

Вина подсудимой также подтверждается протоколами осмотра места происшествия и фототаблицами <данные изъяты> протоколом осмотра предметов <данные изъяты>, постановлением о признании и приобщении к делу вещественных доказательств <данные изъяты> заключением эксперта № согласно которому один след пальца руки, изъятый с ножа 01.07.2010 г., пригоден для идентификации личности, данный след оставлен Коротковой А.М. <данные изъяты> протоколами очных ставок <данные изъяты> протоколом проверки показаний на месте с участием подозреваемой Коротковой А.М. <данные изъяты>, другими материалами дела.

Оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд считает вину подсудимой полностью доказанной.

Суд квалифицирует действия Коротковой А.М. по ст. 111 ч.1 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, поскольку она, имея умысел на причинение телесных повреждений, на основе личных неприязненных отношений, нанесла 7 ударов ножом потерпевшему М.И.К., причинив тому телесные повреждения в виде колото-резаных ран на грудной клетке, в проекции правой ключицы и верхних конечностей, пневмоторакс. Телесное повреждение в виде колото-резаной раны на грудной клетке, пневмоторакс по заключению экспертизы квалифицируется как тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, создающий непосредственно угрозу для жизни.

Суд полагает доказанным умысел подсудимой именно на причинение телесных повреждений, но не причинение смерти потерпевшему.

Покушение на убийство может быть совершено только с прямым умыслом.

Государственный обвинитель, поддерживая обвинение по ст. 30 ч.3, ст. 105 ч.1 УК РФ, не обосновал свою позицию и не привел анализа доказательств в части направленности умысла подсудимой на совершение данного преступления.

Суд полагает установленным факт нанесения подсудимой ударов ножом потерпевшему и причинение ему вышеуказанных телесных повреждений.

Вместе с тем само по себе нанесение ударов ножом другому человеку, в том числе и их количество, еще не свидетельствует о том, что виновный стремится причинить другому лицу смерть.

В данном случае нанесению ударов подсудимой предшествовали противоправные действия самого потерпевшего (нанесшего удар по лицу Коротковой), в связи с чем противоправное поведение потерпевшего следует признать смягчающим наказание обстоятельством.

После указанных действий Короткова А.М. схватила со стола нож и начала наносить удары в спину потерпевшего, а затем, поскольку он сам развернулся к ней лицом, ее удары пришлись ему в область грудной клетки и плеч. Все удары были нанесены в короткий промежуток времени.

При этом из установленных экспертным заключением 7 ударов только один из них попал в грудную клетку, а все остальные удары нанесены ею в область предплечий и верхних конечностей. Таким образом, локализация телесных повреждений не позволяет суду сделать вывод о том, что Короткова стремилась причинить тому смерть. В момент совершения своих действий ей ничто не препятствовало наносить удары непосредственно в жизненно важные органы человека.

При совершении указанных действий Короткова А.М. не высказывала угроз убийством, а ее слова «Хочешь еще? На, получи!» подтверждают наличие умысла только на причинение вреда его здоровью и мотив неприязни к потерпевшему.

Последующее поведение подсудимой является бесспорным свидетельством отсутствия умысла на убийство, поскольку после нанесения ударов, когда к ней подошел свидетель Г.А.А., она беспрепятственно отдала ему нож.

Органами предварительного расследования также вменяется в вину Коротковой А.М. то, что она вооружилась другим ножом, но не нанесла удары потерпевшему, так как нож у нее отобрал тот же Г.А.А.

Вместе с тем свидетель Г.А.А. в судебном заседании пояснил, что она вторым ножом не пыталась нанести удар потерпевшему, а лишь махнула им и прошла мимо. Суд полагает, что свидетель Г.А.А. не смог бы воспрепятствовать действиям Коротковой (в случае совершения ею действий, направленных на реализацию именно умысла на убийство) не только вследствие нахождения свидетеля в состоянии алкогольного опьянения, но и в силу специфики состояния здоровья, его инвалидности и способности передвигаться лишь на костылях.

При таких обстоятельствах, доказательств, бесспорно подтверждающих наличие у Коротковой А.М. прямого умысла на причинение смерти потерпевшему, и доказательств того, что она по объективным причинам не смогла реализовать умысел на убийство, не имеется.

При этом версия Коротковой А.М. о том, что она нанесла только 2 удара в спину потерпевшего с целью защиты, обороняясь от его действий, является голословной и опровергается совокупностью имеющихся по делу доказательств (как показаниями свидетелей - непосредственных очевидцев преступления, так и экспертным заключением, ставить под сомнение объективность которого у суда оснований не имеется).

Так, в судебном заседании установлено, что потерпевшим наносился удар по лицу подсудимой. В части совершения последующих действий показания свидетелей Г.А.А. и В.Е.В. имеют противоречия. Г.А.А. не видел, чтобы потерпевший повалил Короткову и душил ее. В.Е.В. утверждала, что потерпевший душил Короткову. Телесных повреждений у подсудимой, как она сама пояснила в судебном заседании, не имелось.

Впоследствии <данные изъяты> М.И.К. развернулся и встал к Коротковой спиной, и именно в этот момент (то есть когда никаких угроз от потерпевшего не поступало, и его поведение не представляло опасности, данное обстоятельство очевидно), она ударила его ножом сзади в плечо. А когда он повернулся к ней со словами: «Что ты делаешь?» и развел руки, Короткова нанесла еще удары.

Показания свидетеля В.Е.В. согласуются с показаниями свидетеля Г.А.А., также указавшего, что первый удар подсудимая нанесла в спину потерпевшего в тот момент, когда потерпевший стоял лицом к нему (свидетелю), а, следовательно, спиной к подсудимой.

Тот факт, что удары подсудимая начала наносить, когда потерпевший стоял к ней спиной, свидетельствует об отсутствии каких-либо угроз, а следовательно, доводы Коротковой А.М. о том, что она «защищалась» от действий потерпевшего, суд признает несоответствующими действительности. Показания Коротковой А.М. в этой части суд расценивает способом защиты и желанием смягчить ответственность за содеянное.

Таким образом, фактические обстоятельства по делу подтверждают, что в момент совершения Коротковой А.М. преступных действий угроз от потерпевшего в ее адрес не поступало, поведение потерпевшего никакой опасности для ее жизни и здоровья не представляло. А подсудимая, нанося многократные удары потерпевшему ножом, преследовала цель умышленного причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновной, смягчающие наказание обстоятельства, влияние назначенного наказания на ее исправление и условия жизни ее семьи.

Короткова А.М. впервые привлекается к уголовной ответственности, характеризуется положительно <данные изъяты> на учете у нарколога и психиатра не состоит.

Смягчающими наказание обстоятельствами суд признает частичное признание вины, способствование раскрытию преступления, противоправное поведение потерпевшего.

Суд учитывает мнение потерпевшего, не настаивающего на строгой мере наказания.

Отягчающих наказание обстоятельств не имеется.

Санкция ст. 111 ч.1 УК РФ предусматривает только один вид наказания - лишение свободы на срок от 2 до 8 лет.

Учитывая характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновной, смягчающие обстоятельства, суд полагает, что цели наказания - восстановление социальной справедливости, исправление подсудимой и предупреждение совершения новых преступлений - будут достигнуты при назначении наказания в виде лишения свободы. При этом исправление подсудимой возможно без реального отбывания наказания, а потому суд применяет ст. 73 УК РФ и постановляет назначенное наказание считать условным, с установлением Коротковой А.М. испытательного срока, в течение которого она своим поведением должна доказать свое исправление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307- 309 УПК РФ,

П Р И Г О В О Р И Л:

Коротковой А.М. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч.1 УК РФ и назначить ей наказание в виде 3 лет лишения свободы.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное ей наказание считать условным, с испытательным сроком 2 года.

В период испытательного срока на Короткову А.М. возложить обязанности:

- не менять место жительства без уведомления специализированного органа, осуществляющего исправление осужденных;

- ежемесячно являться на регистрацию в специализированный орган, осуществляющий исправление осужденных;

- не совершать правонарушений.

Меру пресечения Коротковой А.М. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

Вещественные доказательства: марлевые тампоны с веществом красного цвета, отрезок дактопленки, ножи - уничтожить. Кофту и брюки Коротковой А.М. - возвратить осужденной.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Липецкий областной суд через Усманский районный суд в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий