признание противоправным бездействия по допущению сброса и складированию отходов



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена город Усмань

Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Пироговой М.В.

при секретаре Ефимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействия, выразившегося в допущении сброса и складирования отходов потребления и мусора, обязывании организовать сбор отходов и мусора и их размещение в специально отведенном месте,

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области с иском о признании противоправным бездействия, выразившегося в допущении сброса и складирования отходов потребления и мусора, обязывании организовать сбор отходов и мусора и их размещение в специально отведенном месте.

Из искового заявления следует, что на территории сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района, а именно: на западной окраине с. Бреславка, около 1 км. от крайних домов села, на территории лесополосы, около 400 м. на юго-запад от кладбища; на западной окраине с. Бреславка, в 100 м. от кладбища на юг, около 100 м. от нефтебазы на запад; на северо-западной окраине с. Бреславка, около 200 м. от бывшей фермы, в 200 м. на запад от пруда на балке Лукавка с. Бреславка, допущен сброс на почву отходов потребления и мусора, что ведет к загрязнению земель, подземных и поверхностных вод. Незаконное размещение свалок ТБО в необорудованных местах может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания. В результате несанкционированного сброса отходов нарушено право каждого на благоприятную окружающую среду.

В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковое заявление поддержал в полном объеме. Кроме того, указал, что ответчиком частично ликвидированы несанкционированные свалки ТБО.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области Артемов С.В. - глава администрации, иск признал в полном объеме и объяснил, что в настоящее время несанкционированные свалки полностью ликвидированы. 02.07.2010 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Липецкой области будет проведена проверка качества выполненных работ по ликвидации несанкционированных свалок.

Представитель третьего лица - Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Иск прокурора поддерживает в полном объеме.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», запрещается сброс в почву отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, а способы и условия их сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения должны быть безопасными для окружающей среды.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с п. 18 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующим изменениями и дополнениями, к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, к компетенции администрации сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что администрацией сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

Протоколом об административном правонарушении № 238 от 23.04.2010 года установлено, что на территории сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района, а именно: на западной окраине с. Бреславка, около 1 км. от крайних домов села, на территории лесополосы, около 400 м. на юго-запад от кладбища; на западной окраине с. Бреславка, в 100 м. от кладбища на юг, около 100 м. от нефтебазы на запад; на северо-западной окраине с. Бреславка, около 200 м. от бывшей фермы, в 200 м. на запад от пруда на балке Лукавка с. Бреславка, допущен сброс на почву отходов потребления и мусора: мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритного) (код отхода - 9120040001004), мусора строительного от разборки зданий (код отхода - 9120060101004), отходов от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код отхода - 9120120001005), отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (код отхода - 9110010001004), древесных отходов из натуральной чистой древесины несортированных (код отхода - 1711200001005) в количестве около 420 куб.м. и общей площади около 0,215 га.

Постановлением № 337 от 04.05.2010 года о назначении административного наказания по ст.8.1 КоАП РФ на главу администрации наложен штраф в размере 4000 рублей.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит принуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязывание ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

Согласно письму Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 18.06.2010г. №2315, ответчиком ликвидированы несанкционированные свалки ТБО - на западной окраине с. Бреславка, в 100 м. от кладбища на юг, около 100 м. от нефтебазы на запад; на северо-западной окраине с. Бреславка, около 200 м. от бывшей фермы, в 200 м. на запад от пруда на балке Лукавка с. Бреславка; частично ликвидирована свалка, расположенная на западной окраине с. Бреславка, около 1 км. от крайних домов села, на территории лесополосы, около 400 м. на юго-запад от кладбища (из 400 м.куб. на площади 0,2 га очищена территория площадью 0,15 га).

При таких обстоятельствах, суд находит иск подлежащим удовлетворению, с указанием в резолютивной части решения о том, что решение суда в части обязывания администрации сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области организовать сбор и вывоз отходов с указанных территорий на специально отведенное место не приводить в исполнение, ввиду его добровольного исполнения ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.ст. 173,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складировании отходов потребления и мусора, а именно:

мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритного) (код отхода - 9120040001004), мусора строительного от разборки зданий (код отхода - 9120060101004), отходов от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код отхода - 9120120001005), отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (код отхода - 9110010001004), древесных отходов из натуральной чистой древесины несортированных (код отхода - 1711200001005) в количестве около 420 куб.м. и общей площади около 0,215 га, в следующих местах:

- на западной окраине с. Бреславка, около 1 км. от крайних домов села, на территории лесополосы, около 400 м. на юго-запад от кладбища;

- на западной окраине с. Бреславка, в 100 м. от кладбища на юг, около 100 м. от нефтебазы на запад;

- на северо-западной окраине с. Бреславка, около 200 м. от бывшей фермы, в 200 м. на запад от пруда на балке Лукавка с. Бреславка.

Обязать администрацию сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области организовать сбор и размещение в специально отведенном месте отходов потребления и мусора, а именно:

мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритного) (код отхода - 9120040001004), мусора строительного от разборки зданий (код отхода - 9120060101004), отходов от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код отхода - 9120120001005), отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (код отхода - 9110010001004), древесных отходов из натуральной чистой древесины несортированных (код отхода - 1711200001005) в количестве около 420 куб.м. и общей площади около 0,215 га, в следующих местах:

- на западной окраине с. Бреславка, около 1 км. от крайних домов села, на территории лесополосы, около 400 м. на юго-запад от кладбища;

- на западной окраине с. Бреславка, в 100 м. от кладбища на юг, около 100 м. от нефтебазы на запад;

- на северо-западной окраине с. Бреславка, около 200 м. от бывшей фермы, в 200 м. на запад от пруда на балке Лукавка с. Бреславка.

Решение суда в части обязывания администрации сельского поселения Бреславского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области организовать сбор и вывоз отходов потребления и мусора на специально отведенное место - на западной окраине с. Бреславка, в 100 м. от кладбища на юг, около 100 м. от нефтебазы на запад и на северо-западной окраине с. Бреславка, около 200 м. от бывшей фермы, в 200 м. на запад от пруда на балке Лукавка с. Бреславка, не приводить в исполнение, ввиду его добровольного исполнения ответчиком.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова