Об обязывании устранить нарушения в области пожарной безопасности



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2010г. Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Путилина Н.М.

с участием прокурора Прибытковой С.В.

при секретаре Шестаковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усманского муниципального района Липецкой области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» об обязывании устранить нарушения в области пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, из которого следует, что при проведении внеплановых мероприятий ОНД по Усманскому району УГПН Липецкой области в деятельности МУЗ «ЦРБ» Усманского района выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности.

Поскольку, отсутствие автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей, а также другие выявленные нарушения препятствуют своевременному предотвращению воздействия опасных факторов пожара, спасению людей в случае пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, прокурор просил суд обязать администрацию Усманского муниципального района Липецкой области принять конкретные меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности в МУЗ «ЦРБ» Усманского района.

Определением суда от 02.02.2010г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУЗ «ЦРБ» Усманского района.

Представитель истца - Прибыткова С.В., в судебном заседании поддержала исковые требования, сославшись в обоснование заявленного требования на доводы, изложенные в иске и уточнив их, просила обязать устранить указанные недостатки МУЗ «ЦРБ» Усманского района.

Представители соответчиков по доверенности Долгих Г.Н. и Сорокин М.В. возражали против удовлетворения иска в полном объеме по тем основаниям, что в Грачевской амбулатории одновременно может находиться согласно справки 8 человек. В то время, как, согласно п. 16 ППБ 01-03 система оповещения о пожаре устанавливается при одновременном нахождении на этаже более 10 человек.

Представитель третьего лица - ОГПН по Усманскому району ГУ МЧС России по Липецкой области Марков С.П. не возражал против удовлетворения иска.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, 14 и 15 декабря 2009 года государственным инспектором Усманского района по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности по Усманскому району УГПН Липецкой области, совместно с помощником прокурора прокуратуры Усманского района, в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности МУЗ «ЦРБ» Усманского района выявлены грубые нарушения требований пожарной безопасности в указанном медучреждении.

Так, в нарушение ГОСТ 12.2.143 - 2002, п. п. 16, 25, 36, 44, 47, 60, 89, 90, 96 ППБ 01 - 03, п. 7.1, таблицы № 1 НПБ 110 - 03 не заключены договора на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматической установки пожарной сигнализации, установленной на объектах МУЗ «ЦРБ» Усманского района: инфекционный комплекс, акушерское обсервационное отделение, неврологическое отделение, поликлиника, стоматологическая поликлиника, Грачевская и Октябрьская участковые больницы; не обозначены знаками безопасности места размещения огнетушителей, телефонов, аптечек; не проведена проверка состояния качества огнезащитной обработки деревоконструкций чердачного помещения детской поликлиники и поликлиники, Грачевской и Октябрьской участковых больниц; в гаражах отсутствуют контейнеры из негорючего материала с закрывающимися крышками для сбора использованного обтирочного материала; не проведена проверка работоспособности пожарных кранов внутреннего водопровода; у пожарного гидранта, расположенного вблизи хирургического комплекса, отсутствует соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский), выполненный с использованием светоотражающих покрытий; в подвальном помещении хирургического комплекса, в коридоре детского отделения, пищеблоке эксплуатируются открытые электросветильники без защитных колпаков, предусмотренных конструкцией светильников, в прачечной, гаражах используются открытые электрораспредкоробки без крышек; в подсобном помещении подвала хирургического комплекса используется временный участок электросети, соединения электропроводов выполнены в виде скруток; не проведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы в Грачевской участковой больнице, там же, в подсобном помещении здания используется временный участок электросети и поврежденная электророзетка, в пищеблоке эксплуатируется электрощит без крышки; в зданиях Грачевской и Октябрьской участковых больниц и их амбулаторий эксплуатируются открытые электросветильники без защитных колпаков, предусмотренных конструкцией светильников и открытые электрораспредкоробки без крышек; в зданиях амбулаторий Грачевской и Октябрьской участковых больниц не смонтирована автоматическая установка пожарной сигнализации; в амбулатории Октябрьской участковой больницы отсутствует план эвакуации людей на случай пожара, в помещении регистратуры амбулатории используется временный участок электросети рядом с электрорубильником, соединения электропроводов выполнены в виде скруток.

Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара (ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно ст. 37 вышеуказанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования по обеспечению пожарной безопасности.

Нарушения требований пожарной безопасности, указанные в Актах проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 14 и 15 декабря 2009 года ущемляют права и законные интересы граждан.

Так, в случае возникновения пожара отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре может привести к угрозе возникновения пожара, его быстрого распространения и массовой гибели людей. Отсутствие огнезащитной обработки деревоконструкций будет способствовать развитию очага возгорания. Отсутствие плана эвакуации людей может повлечь панику при пожаре и затруднит эвакуацию людей, и в конечном итоге приведет к неустранимым последствиям.

Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Указанные выше обстоятельства, как каждое в отдельности, так и все в совокупности, являются основанием для удовлетворения иска.

Согласно Уставу МУЗ «ЦРБ» Усманского района (далее ЦРБ) данное медучреждение является муниципальным учреждением здравоохранения Усманского района (п. 2 раздела I Устава), имеет в своем составе без образования юридического лица обособленные подразделения, в том числе Октябрьскую и Грачевскую участковые больницы ( п. 6 раздела II Устава).

Учредителем ЦРБ является администрация Усманского района. ЦРБ является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета. ЦРБ имеет в оперативном управлении обособленное имущество, необходимое для осуществления возложенных на него задач, в соответствии с действующим законодательством и Уставом, имущество закрепляется решением учредителя. ЦРБ отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, при недостаточности денежных средств всем принадлежащим на праве оперативного управления имуществом (п. п. 2, 3, 4 раздела II Устава).

Основными источниками формирования имущества ЦРБ, в том числе финансовых средств являются бюджетные ассигнования и другие поступления, капитальные вложения и дотации из бюджета (п. 2 раздела VI Устава).

Согласно представленной МУЗ «ЦРБ» Усманского района информации мероприятия, связанные с пожарной безопасностью, должны финансироваться за счет средств бюджета. В течение 2009 г. выделялись средства на монтаж оборудования для организации системы мониторинга пожарной автоматики в размере 80 тыс. руб. Указанных ассигнований недостаточно для проведения всего комплекса работ по обеспечению пожарной безопасности в МУЗ «ЦРБ» Усманского района. Осуществить мероприятия по приведению пожарной безопасности в соответствие с действующими правилами и нормами самостоятельно медучреждение не имеет возможности в виду отсутствия финансовых средств на указанные цели, кроме того в МУЗ «ЦРБ» Усманского района имеется кредиторская задолженность.

В силу части 2 ст. 120 ГК РФ Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, учитывая положения Устава ЦРБ, суд полагает необходимым возложить обязанность по устранению указанных недостатков на Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральную районную больницу» Усманского муниципального района Липецкой области за счет собственных денежных средств, предназначенных на данные цели, а при их недостаточности, за счет средств бюджета администрации Усманского муниципального района Липецкой области.

Доводы представителей соответчиков о том, что в Грачевской амбулатории одновременно может находиться согласно справки 8 человек. В то время, как, согласно п. 16 ППБ 01-03 система оповещения о пожаре устанавливается при одновременном нахождении на этаже более 10 человек, не может быть принят во внимание судом. Так как, из указанной справки следует, что только штат Грачевской амбулатории 5 человек, посещаемость за 2009г. составила 4648 посещений. Таким образом, доказательств того, что указания на данное обстоятельство в акте проверки незаконно и одновременное нахождение на этаже более 10 человек невозможно, представителями соответчика в судебное заседание не представлено.

В связи с чем, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 34,37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», частью 2 ст. 120 ГК РФ, ст.ст. 45,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усманского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усманского муниципального района Липецкой области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» об обязывании устранить нарушения в области пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральную районную больницу» Усманского муниципального района Липецкой области за счет собственных денежных средств, предназначенных на данные цели, а при их недостаточности, за счет средств бюджета администрации Усманского муниципального района Липецкой области:

1.1 Произвести работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации на объектах МУЗ «ЦРБ» Усманского района: инфекционный комплекс, акушерское обсервационное отделение, расположенные по адресу: ...; неврологическое отделение, расположенное по адресу: ... поликлиническое отделение, расположенное по адресу: ... стоматологическое отделение, расположенное по адресу: ... Грачевская участковая больница, расположенная по адресу: ... Октябрьская участковая больница, расположенная по адресу: ...

1.2 Произвести работы по обозначению знаками безопасности мест размещения огнетушителей, телефонов, аптечек в здании главного корпуса больницы, расположенного по адресу: ...

1.3 Провести проверку состояния качества огнезащитной обработки деревоконструкций чердачного помещения детской поликлиники, расположенной по адресу: ... поликлинического отделения, расположенного по адресу: ... Грачевской участковой больницы, расположенной по адресу: ... Октябрьской участковой больницы, расположенной по адресу: ...

1.4 Установить в гаражах главного корпуса МУЗ «ЦРБ» Усманского района ... контейнеры из негорючего материала с закрывающимися крышками для сбора использованного обтирочного материала;

1.5 Провести проверку работоспособности пожарных кранов внутреннего водопровода в главном корпусе МУЗ «ЦРБ» Усманского района;

1.6 У пожарного гидранта, расположенного вблизи хирургического комплекса главного корпуса больницы, по адресу: ..., установить соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский), выполненный с использованием светоотражающих покрытий;

1.7 В подвальном помещении хирургического комплекса, в коридоре детского отделения, пищеблоке, расположенных при главном корпусе медучреждения, расположенного по адресу: ... обеспечить эксплуатацию электросветильников в соответствии с п. 60 ППБ 01-03; в прачечной, гаражах главного корпуса медучреждения использовать электрораспредкоробки в соответствии с п. 60 ППБ 01-03;

1.8 В подсобном помещении подвала хирургического комплекса главного корпуса оборудовать участок электросети в соответствии с п. 60 ППБ 01-03;

1.9 Провести эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы в Грачевской участковой больнице по адресу: ... там же, в подсобном помещении здания оборудовать участок электросети и поврежденную электророзетку в соответствии с п. 60 ППБ 01-03, в пищеблоке по указанному адресу обеспечить эксплуатацию электрощита в соответствии с п. 60 ППБ 01-03;

1.10 В зданиях Грачевской участковой больницы ... и Октябрьской участковой больницы ... и их амбулаторий, расположенных по адресу данных участковых больниц, обеспечить эксплуатацию электросветильников электрораспредкоробок в соответствии с п. 60 ППБ 01-03;

1.11 В зданиях амбулаторий Грачевской ... и Октябрьской ... участковых больниц смонтировать автоматические установки пожарной сигнализации;

1.12 В амбулатории Октябрьской участковой больницы ... разработать план эвакуации людей на случай пожара, в помещении регистратуры амбулатории по этому же адресу использовать временный участок электросети в соответствии с п. 60 ППБ 01-03.

Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня его оглашения путем подачи жалобы через районный суд.

Судья: Путилин Н.М.