Дело Номер обезличенг.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2010 года г. Усмань
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Путилина Н. М.,
при секретаре Шестаковой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Грачевское» об обязывании устранить нарушения в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Грачевское» об обязывании устранить нарушения в области охраны окружающей среды и возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов, и их размещении в специально отведенном месте, которое отвечает санитарно-эпидемиологическим и ветеринарно-санитарным требованиям.
Из искового заявления следует, что при осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «Грачевкое» был допущен сброс отходов - навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода 9120040001004) и перепревшего (код отхода 1310040101005) в количестве около 750 куб. м. на площади около 0,25 га. на почву на юго-западной окраине с. Грачевка, в 100 метрах от действующей фермы крупного рогатого скота ЗАО «Грачевское» и около 100 метров от автодороги Усмань-Добринка.
Данное нарушение ведет к загрязнению земель, захламлению Усманского муниципального района, угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию, окружающей среде.
В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ЗАО «Грачевское» и представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», запрещается сброс в почву отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, а способы и условия их сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1.12, 4.5, 4.6 общесоюзных норм технологического проектирования систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения, подготовки и использования навоза и помета. ОНТП 17-81 утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 24 февраля 1982 года №61, территория сооружений по обработке навоза и помета должна быть ограждена, благоустроена, защищена многолетними насаждениями, озелена, освещена, иметь проезды и подъездную дорогу с твердым покрытием шириной 3,5 м.. Ширина лесозащитной полосы должна быть не менее 10 метров; для полей, орошаемых жидким навозом, - 30 метров. Для хранения и обезвоживания подстилочного навоза и помета с подстилкой следует предусматривать незаглубленные водонепроницаемые площадки или хранилища глубиной 1,5-2 м.. В районах выпадения повышенного количества атмосферных осадков допускается устройство перекрытых хранилищ. Количество хранилищ должно быть не менее двух. Для сбора и отвода жидкости из хранилищ следует предусматривать жижесборники. Дно хранилища должно иметь уклон 0, 002 - 0,003 в сторону жижесборника или иметь отводные канавки. При совмещении складирования и биотермической обработкой навоза и помета высоту загрузки следует принимать не более 2 метров. Для хранения жидкой фракции навоза допускается устройство закрытых навозохранилищ. Закрытые навозохранилища должны иметь люки, естественную и принудительную вентиляцию для проведения ремонтных и других работ.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что ЗАО «Грачевское» требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.
Закрытое акционерное общество «Грачевское» с. Грачевка Усманского района Липецкой области инспекцией МНС России по Усманскому району Липецкой области 11 июля 2006 года внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 48 номер 001011303).
14 мая 2010 года на основании с Законом Липецкой области 33-ОЗ от 08.01.2003 года (в ред. от 05.08.2005 г.) «Об охране окружающей среды Липецкой области» и приказа по управлению экологии и природных ресурсов Липецкой области № 197 от 23.03.2009 года государственным инспектором А.П.Ф. была проведена плановая проверка территории администрации сельского поселения Грачевского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области.
Актом проверки без номера от 14 мая 2010 года установлено, что на юго-западной окраине с. Грачевка, в 100 метрах от действующей фермы крупного рогатого скота ЗАО «Грачевское», около 100 метров от автодороги Усмань-Добринка, ЗАО «Грачевское» допустило сброс навоза от крупного рогатого скота: навоз свежий (код отхода 9120040001004) и навоз перепревший (код отхода 1310040101005) в количестве около 3 000 куб. м. и площадью около 0,5 га..
На основании акта проверки в отношении ответчика был составлен протокол об административном правонарушении №330 от 31 мая 2010 года, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.
Постановлением №447 от 07 июня 2010 года назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... рублей.
Указанные обстоятельства, являются основанием для удовлетворения исковых требований Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Грачевское». Поскольку, в судебном заседании установлен факт сброса ЗАО «Грачевское» навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода 9120040001004) и перепревшего (код отхода 1310040101005) в количестве около 750 куб. м. на площади около 0,25 га. на почву на юго-западной окраине с. Грачевка, в 100 метрах от действующей фермы крупного рогатого скота ЗАО «Грачевское» и около 100 метров от автодороги Усмань-Добринка., чем были нарушены статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».
Ответчиком не представлены доказательства, что им организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов.
В связи с чем, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит принуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязывание ЗАО «Грачевское» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.
При таких обстоятельствах иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Грачевское» об обязывании устранить нарушения в области охраны окружающей среды и возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в сумме ... рублей за требования неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11,51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 103,194 - 199,233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Грачевское» удовлетворить.
Признать противоправным сброс ЗАО «Грачевское» отходов - навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода 9120040001004) и перепревшего (код отхода 1310040101005) в количестве около 750 куб. м. на площади около 0,25 га. на почву на юго-западной окраине с. Грачевка, в 100 метрах от действующей фермы крупного рогатого скота ЗАО «Грачевское» и около 100 метров от автодороги Усмань-Добринка.
Обязать ЗАО «Грачевское» в срок до 18 сентября 2010 года организовать сбор и вывоз отходов в количестве около 750 куб. м. на площади около 0,25 га, размещенных на юго-западной окраине с. Грачевка, в 100 метрах от действующей фермы крупного рогатого скота ЗАО «Грачевское» и около 100 метров от автодороги Усмань-Добринка, и разместить их в специально отведенном месте, которое отвечает санитарно-эпидемиологическим и ветеринарно-санитарным требованиям.
Взыскать государственную пошлину в доход Усманского муниципального района Липецкой области с ЗАО «Грачевское» в сумме ... рублей.
Ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий Н. М. Путилин