Дело Номер обезличенг.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2010 года г. Усмань
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Путилина Н. М.,
при секретаре Шестаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области об обязывании устранить нарушения в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области об обязывании устранить нарушения в области охраны окружающей среды и возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов.
Из искового заявления следует, что на муниципальной территории сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области на северо-западной окраине с. Грачевка в 1 км. от крайних домов села, в районе бывшей фермы, в 150 м. от автодороги Усмань-Добринка допущен сброс и складирование отходов на почву от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, мусора строительного от разборки зданий и других в количестве около 100 куб. м. на площади около 200 кв.м.
Данное нарушение ведет к загрязнению земель, захламлению Усманского муниципального района Липецкой области, угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию, окружающей среде.
В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковое заявление поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика Грачевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил.
Представитель третьего лица - Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», запрещается сброс в почву отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, а способы и условия их сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
В соответствии с п. 18 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующим изменениями и дополнениями, к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При таких обстоятельствах несоблюдение администрацией сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области указанных выше требований нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что администрацией сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.
Актом проверки без номера от 14.05.2010г. установлено, что на муниципальной территории сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района на северо-западной окраине с. Грачевка в 1 км. от крайних домов села, в районе бывшей фермы, в 150 м. от автодороги Усмань-Добринка допущен сброс и складирование отходов на почву от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, мусора строительного от разборки зданий и других в количестве около 100 куб. м. на площади около 200 кв.м.
На основании акта проверки в отношении ответчика был составлен протокол об административном правонарушении №295 от 14.05.2010г., ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1. КоАП РФ.
Постановлением №412 от 24.05.2010 года о назначении административного наказания на главу администрации наложен штраф в размере ... рублей.
В связи с чем, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит принуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязывание ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.
При таких обстоятельствах, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11,51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 18 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 194 - 199,233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области удовлетворить.
Признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складировании на муниципальной территории сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области на северо-западной окраине с. Грачевка в 1 км. от крайних домов села, в районе бывшей фермы, в 150 м. от автодороги Усмань-Добринка отходов от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, мусора строительного от разборки зданий и других в количестве около 100 куб. м. на площади около 200 кв.м.
Обязать администрацию сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области в срок до 18 сентября 2010 года организовать сбор и вывоз отходов, размещенных на муниципальной территории сельского поселения Грачевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области на северо-западной окраине с. Грачевка в 1 км. от крайних домов села, в районе бывшей фермы, в 150 м. от автодороги Усмань-Добринка в количестве около 100 куб. м. на площади около 200 кв.м. и их размещение в специально отведенном месте, отвечающем санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: Н. М. Путилин