О принуждению к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности



Дело Номер обезличенг.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2010 года город Усмань Липецкой области

Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Пироговой М.В.

при секретаре Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Досуговый центр администрации сельского поселения Студенского сельсовета» Усманского района Липецкой области, администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского района Липецкой области, администрации Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к к Муниципальному учреждению культуры «Досуговый центр администрации сельского поселения Студенского сельсовета» Усманского района Липецкой области, администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского района Липецкой области, администрации Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности.

Из искового заявления следует, что при проведении проверки ОНД по Усманскому району УГПН Липецкой области МЧС России в здании МУК «Досуговый центр администрации сельского поселения Студенского сельсовета» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на окнах библиотеки установлены глухие металлические решетки; отсутствует план эвакуации людей на случай пожара; в фойе и зрительном зале допускается эксплуатация временных участков электросети, электросветильники не закрыты плафонами; деревоконструкции сценической коробки не обработаны огнезащитным составом; здание досугового центра не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. МУК «Досуговый центр» - некоммерческая организация, учредителем которой является администрация сельского поселения Студенского сельсовета Усманского района. На выполнение капитального ремонта, реставрацию здания, ремонт помещений и приобретение оборудования выделяются бюджетные ассигнования. Поскольку несоблюдение Правил пожарной безопасности создает потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, а выявленные нарушения могут явиться причинами возможных пожаров и повлечь необратимые последствия, прокурор просит суд обязать МУК «Досуговый центр администрации сельского поселения Студенского сельсовета» Усманского района Липецкой области демонтировать на окнах библиотеки глухие металлические решетки; разработать и установить в доступном для всеобщего обозрения месте план эвакуации на случай пожара; в фойе и зрительном зале досугового центра производить эксплуатацию электросети в соответствии с Правилами пожарной безопасности, электросветильники закрыть плафонами; деревоконструкции сценической коробки обработать огнезащитным составом; здание досугового центра оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

В судебном заседании представитель истца - прокурора Усманского района Липецкой области, старший помощник прокурора Прибыткова С.В., исковые требования уточнила, исключив из иска требование об обязывании ответчика оборудовать здание досугового центра автоматической пожарной сигнализацией, в остальной части иск поддержала, сославшись в обоснование заявленного требования на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика - МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области - Коробова Н.А., в судебном заседании иск признала в полном объеме и объяснила, что в пользовании досугового центра находится первый этаж здания. В результате проверки ОНД по Усманскому району УГПН Липецкой области на первом этаже здания были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности, о которых указано в иске прокурора. Для устранения выявленных нарушений необходимы денежные средства, которых Учреждение не имеет. Она обращалась в администрацию сельского поселения Студенского сельсовета с просьбой профинансировать мероприятия по устранению нарушений требований Правил пожарной безопасности, однако, в администрации денежные средства на эти цели отсутствуют. В настоящее время в здании досугового центра демонтированы металлические решетки, установлена противопожарная автоматическая сигнализация, заключены договора на изготовление планов эвакуации и на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций, но средств на оплату не имеется.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, глава администрации Дубянский М.М., иск признал и объяснил, что запланированные денежные средства в бюджете поселения на проведение мероприятий по пожарной безопасности в 2010 году полностью использованы. Кредиторская задолженность администрации составляет ... руб. Дотации из областного и районного фондов в бюджет поселения перечислены полностью. В этой связи поселение не имеет финансовой возможности по обеспечению пожарной безопасности, поэтому необходимо определить для администрации частичное финансовое обеспечение пожарной безопасности Досугового центра.

Представители ответчика - администрации Усманского муниципального района Липецкой области, третьего лица - Отделения надзорной деятельности по Усманскому району Управления государственного пожарного надзора Липецкой области МЧС России, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В письменном отзыве на иск администрация Усманского муниципального района Липецкой области указала на то, что она не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку учредителем МУК «Досуговый центр» является администрация сельского поселения Студенского сельсовета, которая не входит в структуру администрации района. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности не относится к полномочиям муниципального района и такие полномочия ему не передавались.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Усманского муниципального района Липецкой области и третьего лица.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения.

Из материалов дела следует, что 13 июля 2010 года Отделением надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области в отношении МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области была проведена проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. В ходе данной проверки было установлено, что на окнах библиотеки досугового центра установлены глухие металлические решетки, отсутствует план эвакуации на случай пожара в здании, в фойе и зрительном зале допускается эксплуатация временных участков электросети и электросветильники не закрыты плафонами, деревоконструкции сценической коробки не обработаны огнезащитным составом, здание досугового центра не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки Отделения надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области № 59 от 13.07.2010 года и не оспаривались ответчиками.

Отнесение этих мероприятий именно к первичным мерам пожарной безопасности обусловлено нормой ч.1 ФЗ от 21.12.1994г. N 69-ФЗ " О пожарной безопасности" с изменениями к нему, которая среди основных понятий данного закона содержит и определение первичных мер пожарной безопасности как реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Согласно ст. 37 вышеуказанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования по обеспечению пожарной безопасности.

По результатам проверки директору МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области Коробовой Н.А. выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до августа 2010 года.

Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору Усманского района от 14.07.2010 года МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 13.07.2010 года, ущемляют права и законные интересы граждан.

Так, в случае возникновения пожара отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре может привести к угрозе возникновения пожара, его быстрого распространения и массовой гибели людей. Отсутствие огнезащитной обработки деревоконструкций будет способствовать развитию очага возгорания. Отсутствие плана эвакуации людей может повлечь панику при пожаре и затруднит эвакуацию людей, и в конечном итоге приведет к неустранимым последствиям.

Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно уставу МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области -некоммерческая организация. Его учредителем является администрация сельского поселения Студенского сельсовета Усманского района Липецкой области. Здание МУК «Досуговый центр» и материальные ценности находятся на балансе администрации сельского поселения. Учреждению выделяются бюджетные ассигнования на капитальный ремонт, реставрацию здания и ремонт помещений, приобретение оборудования.

Согласно справке администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области от 10.08.2010 г. в 2010 году на реализацию мероприятий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в МУК «Досуговый центр» запланировано только .... руб., на 01.08.2010 г. израсходовано ... руб.

Однако отсутствие достаточного финансирования не освобождает ответчика от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.

Кроме того, из материалов дела следует, что Дата обезличена года в здании МУК «Досуговый центр» произведена установка противопожарной автоматической сигнализации, заключены договоры на проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций сценической коробки и на изготовление планов эвакуации (договор № Номер обезличен от Дата обезличена г. и № Номер обезличен от Дата обезличена г.).

В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить обязанность по устранению отмеченных в акте проверки № 59 от 13.07.2009 г. нарушений, а именно: демонтировать на окнах библиотеки глухие металлические решетки; разработать и установить в доступном для всеобщего обозрения месте план эвакуации на случай пожара; в фойе и зрительном зале досугового центра производить эксплуатацию электросети в соответствии с Правилами пожарной безопасности, электросветильники закрыть плафонами; деревоконструкции сценической коробки обработать огнезащитным составом, - на МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области за счет собственных денежных средств, предназначенных на данные цели, а при их недостаточности, за счет средств бюджета администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области.

При этом суд находит администрацию Усманского муниципального района Липецкой области ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку обеспечение первичных мер пожарной безопасности не относится к полномочиям муниципального района.

В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Ввиду сложности финансового положения МУК «Досуговый центр» в соответствии со ст. 333.19, 333.20 НК РФ суд считает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета Усманского района, до суммы ... руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:

Обязать Муниципальное учреждение культуры «Досуговый центр» администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района за счет собственных денежных средств, предназначенных на данные цели, а при их недостаточности, за счет средств бюджета администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, в здании учреждения:

- демонтировать на окнах библиотеки глухие металлические решетки;

- разработать и установить в доступном для всеобщего обозрения месте план эвакуации на случай пожара;

- в фойе и зрительном зале производить эксплуатацию электросети в соответствии с п. 60 ППБ 01-03; электросветильники закрыть плафонами;

- деревянные конструкции сценической коробки обработать огнезащитным составом.

Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Досуговый центр» администрации сельского поселения Студенского сельсовета Усманского муниципального района в доход бюджета Усманского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова