О принятии мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности



Дело № Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2010 года город Усмань

Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Пироговой М.В.

при секретаре Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Усмань» о понуждении к осуществлению сбора отходов производства с почвы и их размещению в специально отведенном месте, отвечающем санитарно-эпидемиологическим требованиям,

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Усмань» о понуждении к осуществлению сбора отходов производства с почвы и их размещению в специально отведенном месте, отвечающем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Из искового заявления следует, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка в ООО «Усмань» на предмет соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на северо-восточной стороне от 2-х действующих коровников фермы ООО «Усмань» в с. ... допущен сброс отходов: навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода - Номер обезличен); навоза от крупного рогатого скота перепревшего (код отхода - Номер обезличен) в количестве около 3 тыс. м3 на площади около 1 га при отсутствии объекта размещения отходов. В ходе дополнительной проверки установлено, что сброшенный на почву навоз от крупного рогатого скота ООО «Усмань» частично вывезен на поля (около 1 тыс. м.куб.). Оставшийся объем отходов (около 2 тыс. м.куб.) находится в месте сброса. Неисполнение хозяйствующим субъектом требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Усманского муниципального района, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В этой связи Липецкий межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать ООО «Усмань» осуществить сбор отходов, находящихся на почве: навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода - Номер обезличен); навоза от крупного рогатого скота перепревшего (код отхода - Номер обезличен) в количестве около 2-х тыс. куб.м. на площади около 1 га, расположенных на северо-восточной стороне от 2-х действующих коровников фермы ООО «Усмань» в с. ... Усманского района, и их размещение в специально отведенном месте, отвечающем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил суд обязать ООО «Усмань» осуществить сбор отходов, находящихся на почве: навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода - Номер обезличен); навоза от крупного рогатого скота перепревшего (код отхода - Номер обезличен) в количестве около 2-х тыс. куб.м. на площади около 1 га, расположенных на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен, на северо-восточной стороне, от 2-х действующих коровников фермы ООО «Усмань» в с. ... Усманского района, и их размещение в специально отведенном месте, отвечающем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковое заявление с учетом уточнения поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - ООО «Усмань», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В суд поступил акт об исполнении предписания по устранению нарушений природоохранного законодательства, подписанный работниками ООО «Усмань».

Представитель третьего лица - Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Иск прокурора поддерживает в полном объеме.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон и третьего лица.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п.п.1,2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно статье 51 названного Закона, запрещается сброс в почву отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, а способы и условия их сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения должны быть безопасными для окружающей среды.

Нормами ст.ст.4,22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г., временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами. Согласно п.3.7 данных Правил, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Согласно п.п.2.3, 3.2 Санитарных правил «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001 г., юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.

Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечивать:

- водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов;

- предупреждение фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты.

В соответствии с п.п. 1.12, 4.5, 4.6 Общесоюзных норм технологического проектирования систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения, подготовки и использования навоза и помета. ОНТП 17-81, утвержденных Приказом Минсельхоза СССР от 24.02.1982 г. № 61, территория сооружений по обработке навоза и помета должна быть ограждена, благоустроена, защищена многолетними насаждениями, озеленена, освещена, иметь проезды и подъездную дорогу с твердым покрытием шириной 3,5 м. Ширина лесозащитной полосы должна быть не менее 10 м; для полей, орошаемых жидким навозом, - 30 м. Для хранения и обезвоживания подстилочного навоза и помета с подстилкой следует предусматривать незаглубленные водонепроницаемые площадки или хранилища глубиной 1,5-2 м. В районах выпадения повышенного количества атмосферных осадков допускается устройство перекрытых хранилищ. Количество хранилищ должно быть не менее двух. Для сбора и отвода жидкости из хранилищ следует предусматривать жижесборники. Дно хранилища должно иметь уклон 0,002-0,003 в сторону жижесборника или иметь отводные канавки. При совмещении складирования с биотермической обработкой навоза и помета высоту загрузки следует принимать не более 2 м. Для хранения жидкой фракции навоза допускается устройство закрытых навозохранилищ. Закрытые навозохранилища должны иметь люки, естественную и принудительную вентиляцию для проведения ремонтных и других работ.

Пунктами 1.7, 1.8, 1.9, 4.1, 4.2 Ветеринарно-санитарных правил подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.08.1997 г. № 13-7-2/1027, предусмотрено, что сооружения подготовки навоза, помета и стоков располагают за пределами ограждений территорий ферм, комплексов и птицефабрик с подветренной стороны и ниже водозаборных сооружений. Все сооружения и строительные элементы систем подготовки органических удобрений должны быть выполнены с гидроизоляцией, исключающей фильтрацию жидкого навоза и стоков в водоносные горизонты и инфильтрацию грунтовых вод в технологическую линию. Территория сооружений для подготовки органических удобрений должна быть ограждена, защищена многолетними зелеными насаждениями, благоустроена и иметь проезды и подъездную дорогу с твердым покрытием шириной не менее 3,5 м. Жидкий, полужидкий навоз и навозные стоки накапливают и хранят в специальных навозохранилищах секционного типа. Подстилочный навоз, твердую фракцию жидкого навоза и компосты обрабатывают и хранят на площадках с твердым покрытием. Вместимость навозохранилищ рассчитывают, исходя из суточного количества выхода навоза и времени его использования.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Усманского района Липецкой области от 22.06.2010 г. № 616 из земель населенных пунктов ООО «Усмань» передан в аренду земельный участок площадью 73691,9 кв.м., расположенный по адресу: ..., в границах плана, согласно смежеств, под молочно-товарной фермой, для сельскохозяйственного производства.

12 июля 2010 г. между Администрацией Усманского района Липецкой области и ООО «Усмань» заключен договор аренды указанного земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен сроком на 11 месяцев.

Согласно п.п.4.4.7 договора аренды арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.

3 августа 2010 года в ходе проведения проверки в ООО «Усмань» были выявлены нарушения требований в области охраны окружающей среды. На северо-восточной стороне от двух действующих коровников фермы ООО «Усмань» в с. ... Усманского района допущен сбор отходов: навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода - Номер обезличен); навоза от крупного рогатого скота перепревшего (код отхода - Номер обезличен) в количестве около 3 тыс. куб.м. на площади около 1 га при отсутствии объекта размещения отходов. По данному факту в отношении генерального директора ООО «Усмань» был составлен протокол об административном правонарушении, а впоследствии принято постановление о его привлечении к административной ответственности по ст.4.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.

Согласно письму Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 24.09.2010 г. № 4090, сброшенный на почву навоз от крупного рогатого скота ООО «Усмань» частично вывезен на поля (около 1 тыс. м.куб.). Оставшийся объем отходов (около 2 тыс. м.куб.) находится в месте сброса.

Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, обязывание ответчика исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

Акт об устранении нарушений природоохранного законодательства от 29.10.2010 г., подписанный работниками ООО «Усмань», не является доказательством, свидетельствующим о необоснованности иска. Иных доказательств в возражение предъявленным требованиям ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать ООО «Усмань» осуществить сбор отходов, находящихся на почве: навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода - Номер обезличен); навоза от крупного рогатого скота перепревшего (код отхода - Номер обезличен) в количестве около 2-х тыс. куб.м. на площади около 1 га, расположенных на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен, на северо-восточной стороне, от 2-х действующих коровников фермы ООО «Усмань» в с. ... Усманского района, и их размещение в специально отведенном месте, отвечающем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку иск удовлетворен в полном объеме, суд считает необходимым взыскать с ООО «Усмань» в доход бюджета Усманского района Липецкой области государственную пошлину в размере ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.12 ГК РФ, ст.ст. 56,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Усмань» осуществить сбор отходов, находящихся на почве: навоза от крупного рогатого скота свежего (код отхода - Номер обезличен), навоза от крупного рогатого скота перепревшего (код отхода - Номер обезличен) в количестве около 2-х тыс. куб.м. на площади около 1 га, расположенных на земельном участке с кадастровым номером Номер обезличен, на северо-восточной стороне, от 2-х действующих коровников фермы ООО «Усмань» в с. ... Усманского района Липецкой области, и их размещение в специально отведенном месте, отвечающем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Усмань» в доход бюджета Усманского района Липецкой области государственную пошлину в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова