Дело № Номер обезличен.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 ноября 2010 года город Усмань Липецкой области
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Пироговой М.В.
при секретаре Ждановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, Администрации Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности.
Из искового заявления следует, что при проведении проверки ОНД по Усманскому району УГПН Липецкой области МЧС России в Администрации сельского поселения Излегощенского сельсовета» были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: в нарушение п.31 ППБ-01-03 на территории сельского поселения отсутствуют переносные пожарные мотопомпы; в нарушение п.114 ППБ-01-03 отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п.94 ППБ-01-03 отсутствуют пирсы для установки пожарных автомобилей и забора воды; в нарушение п.90 ППБ-01-03 у водоемов, а также по направлению к ним не установлены соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с указанием на них расстояния до водоисточника. В соответствии с Уставом к компетенции администрации сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения. Поскольку несоблюдение Правил пожарной безопасности создает потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, а выявленные нарушения могут явиться причинами возможных пожаров и повлечь необратимые последствия, прокурор просит суд обязать Администрацию сельского поселения Излегощенского сельсовета» Усманского района Липецкой области установить на территории сельского поселения переносные пожарные мотопомпы; установить звуковую сигнализацию для оповещения людей на случай пожара; оборудовать пирсы для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время суток; у водоемов, а также по направлению к ним установить соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, и указанием на них расстояния до водоисточника.
В судебном заседании представитель истца - прокурора Усманского района Липецкой области, помощник прокурора Черных С.Н., исковые требования уточнил, отказавшись от требования об установлении на территории сельского поселения переносных пожарных мотопомп, в остальной части иск к Администрации сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского района поддержал, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске. Требований к Администрации Усманского района Липецкой области не предъявил, поскольку она является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, иск признал и объяснил, что запланированные денежные средства в бюджете поселения на проведение мероприятий по пожарной безопасности в 2010 году полностью использованы. В этой связи поселение не имеет финансовой возможности по обеспечению пожарной безопасности. В августе 2010 года администрацией были приобретены 2 мотопомпы, в настоящее время оборудованы пирсы для установки пожарного автомобиля и забора воды из открытого водоема.
Представители ответчика - Администрации Усманского муниципального района Липецкой области, третьего лица - Отделения надзорной деятельности по Усманскому району Управления государственного пожарного надзора Липецкой области МЧС России, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменном отзыве на иск Администрация Усманского муниципального района Липецкой области указала на то, что она не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку обеспечение первичных мер пожарной безопасности не относится к полномочиям муниципального района и такие полномочия ему не передавались. Администрация поселения является самостоятельным органом местного самоуправления и в структуру администрации района не входит, имеет свой бюджет. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением сессии районного Совета о районном бюджете на очередной финансовый год. На какие цели направить выделенные денежные средства решает само поселение. Дотации зачисляются в бюджет поселения и считаются их собственными доходами.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Усманского муниципального района Липецкой области и третьего лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденным Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п.90 ППБ -01-03).
При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.94 ППБ-01-03).
На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п.114 ППБ-01-03).
Из материалов дела следует, что в мае 2010 года Отделением надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области в отношении Администрации сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области была проведена проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. В ходе данной проверки было установлено, что в нарушение п.31 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) на территории сельского поселения отсутствуют переносные пожарные мотопомпы; в нарушение п.114 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п.94 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) отсутствуют пирсы для установки пожарных автомобилей и забора воды; в нарушение п.90 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) у водоемов, а также по направлению к ним не установлены соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с указанием на них расстояния до водоисточника. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией Отделения надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области № 532 от 18.08.2010 года.
Из материалов дела следует, что администрацией сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского района были приобретены и поставлены на баланс поселения 2 мотопомпы, что послужило основанием для отказа прокурора в этой части от заявленного требования.
Отнесение указанных выше мероприятий к первичным мерам пожарной безопасности обусловлено нормой ч.1 ФЗ от 21.12.1994г. N 69-ФЗ " О пожарной безопасности" с изменениями к нему, которая среди основных понятий данного закона содержит и определение первичных мер пожарной безопасности как реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Согласно ст. 37 вышеуказанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования по обеспечению пожарной безопасности.
Нарушения Правил пожарной безопасности, указанные в иске, ущемляют права и законные интересы граждан и в случае возникновения пожара могут привести к угрозе его быстрого распространения и неустранимым последствиям.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно уставу Администрации сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, к компетенции администрации сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.
Согласно объяснениям представителя Администрации сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, причиной допущенных нарушений Правил пожарной безопасности является отсутствие денежных средств. Однако отсутствие достаточного финансирования не освобождает ответчика от обязанности по соблюдению Правил пожарной безопасности. Доказательств того, что на территории сельского поселения установлены пирсы, ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание признание иска ответчиком, суд считает необходимым обязать Администрацию сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области установить на территории сельского поселения средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; оборудовать пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоисточников, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника.
В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:
Обязать Администрацию сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области на территории сельского поселения Излегощенского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области:
- установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
- оборудовать пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- у водоисточников, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника.
Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через районный суд.
Председательствующий: М.В. Пирогова М.В. Пирогова