Дело № Номер обезличен.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 ноября 2010 года город Усмань Липецкой области
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Пироговой М.В.
при секретаре Ждановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Досуговый центр администрации сельского поселения Завальновского сельсовета» Усманского района Липецкой области, Администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению культуры «Досуговый центр администрации сельского поселения Завальновского сельсовета» Усманского района Липецкой области, Администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности.
Из искового заявления следует, что при проведении проверки ОНД по Усманскому району УГПН Липецкой области МЧС России в здании МУК «Досуговый центр администрации сельского поселения Завальновского сельсовета» были выявлены нарушения Правил и требований пожарной безопасности, а именно: в нарушение п.9 НПБ-110-03 отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации; в нарушение п.15 ППБ-01-03 не определен противопожарный режим в здании; в нарушение п.16 ППБ-01-03 не откорректированы планы эвакуации людей при пожаре; на окнах артистического помещения установлены глухие металлические решетки; в нарушение п.41 ППБ-01-03 не произведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы; в нарушение п.53 ППБ-01-03 потолочное перекрытие коридора первого этажа отделано горючим материалом; в нарушение п.91 ППБ-01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами; в нарушение п.16 приложения № 3 ППБ-01-03 огнетушители не имеют порядковых номеров и на них не заведены паспорта установленной формы; в нарушение п.40 ППБ-01-03 техническое помещение досугового центра используется для хранения авторезины и проведения работ по покраске автомобилей.
Согласно Уставу МУК «Досуговый центр» является некоммерческой организацией, учредителем которой является Администрация сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского района. На выполнение капитального ремонта, реставрацию здания, ремонт помещений и приобретение оборудования выделяются бюджетные ассигнования. Поскольку несоблюдение Правил пожарной безопасности создает потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, а выявленные нарушения могут явиться причинами возможных пожаров и повлечь необратимые последствия, прокурор просит суд обязать МУК «Досуговый центр администрации сельского поселения Завальновского сельсовета» Усманского района Липецкой области оборудовать здание досугового центра автоматической пожарной сигнализацией; определить противопожарный режим в здании Центра; откорректировать план эвакуации людей на случай пожара; демонтировать на окнах артистического помещения досугового центра глухие металлические решетки; провести эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы; демонтировать горючий материал с потолочного перекрытия коридора первого этажа здания Центра; укомплектовать рукавами и стволами пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода; пронумеровать огнетушители и оформить на них паспорта установленной формы; техническое помещение досугового центра использовать в соответствии с Правилами пожарной безопасности ППБ-01-03.
В судебном заседании представитель истца - прокурора Усманского района Липецкой области, старший помощник прокурора Алтухова Н.С., исковые требования уточнила, отказавшись от требований в части определения противопожарного режима в здании Центра, демонтажа на окнах артистического помещения Центра глухих металлических решеток, нумерации огнетушителей и оформления на них паспортов установленной формы, использования технического помещения досугового центра в соответствии с ППБ-01-03, в остальной части иск поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика - МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, в судебном заседании иск признал в полном объеме и объяснил, что в результате проверки ОНД по Усманскому району УГПН Липецкой области в здании досугового центра были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, о которых указано в иске прокурора. Для устранения выявленных нарушений необходимы денежные средства, которых Учреждение не имеет. Он обращался в администрацию сельского поселения Завальновского сельсовета с просьбой профинансировать мероприятия по устранению нарушений Правил пожарной безопасности, однако, в администрации денежные средства на эти цели отсутствуют. В настоящее время в здании досугового центра демонтированы металлические решетки, определен противопожарный режим, пронумерованы огнетушители и на них оформлены паспорта, из технического помещения убраны посторонние предметы; заключены договора на установку противопожарной автоматической сигнализации, на изготовление планов эвакуации, но средств на оплату не имеется.
Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области - глава администрации, иск признал и объяснил, что запланированные денежные средства в бюджете поселения на проведение мероприятий по пожарной безопасности в 2010 году полностью использованы. Кредиторская задолженность администрации составляет ... тыс. руб. Дотации из областного и районного фондов в бюджет поселения перечислены полностью. Из-за отсутствия средств в бюджете сельского поселения финансирование МУК «Досуговый центр» осуществляется не в полном объеме.
Представитель третьего лица - Отделения надзорной деятельности по Усманскому району Управления государственного пожарного надзора Липецкой области МЧС России, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденным Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим (п.15 ППБ -01-03). В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (п.16 ППБ -01-03). В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается использовать технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов; устанавливать глухие решетки на окнах, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке (п.40 ППБ -01-03). Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям (п.41 ППБ -01-03). При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (п.53 ППБ -01-03). Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами (п.91 ППБ -01-03).
Согласно п.16 приложения № 3 к указанным Правилам каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.
В соответствии с Нормами Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС России № 315 от 18.06.2003 г., здания административно-бытового и общественного назначения подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией.
Из материалов дела следует, что 18 августа 2010 года Отделением надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области в отношении МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области была проведена проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. В ходе данной проверки было установлено, что в здании досугового центра отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации; не определен противопожарный режим; не откорректированы планы эвакуации людей при пожаре; на окнах артистического помещения установлены глухие металлические решетки; не произведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы; потолочное перекрытие коридора первого этажа отделано горючим материалом; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами; огнетушители не имеют порядковых номеров и на них не заведены паспорта установленной формы; техническое помещение досугового центра используется для хранения авторезины и проведения работ по покраске автомобилей.
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией Отделения надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области № 539 от 18.08.2010 года и не оспаривались ответчиками.
Отнесение данных мероприятий к первичным мерам пожарной безопасности обусловлено нормой ч.1 ФЗ от 21.12.1994г. N 69-ФЗ " О пожарной безопасности" с изменениями к нему, которая среди основных понятий данного закона содержит и определение первичных мер пожарной безопасности как реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Согласно ст. 37 вышеуказанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования по обеспечению пожарной безопасности.
По результатам проверки директору МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Нарушения Правил пожарной безопасности, указанные в иске, ущемляют права и законные интересы граждан и в случае возникновения пожара могут привести к угрозе его быстрого распространения и неустранимым последствиям.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно уставу МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, досуговый центр является подведомственным учреждением Администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского района Липецкой области. Здание МУК «Досуговый центр» и материальные ценности находятся на балансе администрации сельского поселения. Учреждению выделяются бюджетные ассигнования на капитальный ремонт, реставрацию здания и ремонт помещений, приобретение оборудования.
Согласно объяснениям представителей ответчиков причиной допущенных нарушений Правил пожарной безопасности является отсутствие денежных средств. Однако отсутствие достаточного финансирования не освобождает ответчиков от обязанности по соблюдению Правил пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области определен противопожарный режим в здании Центра, на окнах артистического помещения Центра демонтированы глухие металлические решетки, огнетушители пронумерованы и на них заведены паспорта установленной формы, техническое помещение используется в соответствии с Правилами пожарной безопасности. Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа прокурора в этой части от заявленных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Учитывая изложенное и принимая во внимание признание иска ответчиками, суд считает необходимым обязать МУК «Досуговый центр» администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области за счет собственных денежных средств, предназначенных на данные цели, а при их недостаточности, за счет средств бюджета администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, здание учреждения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, откорректировать план эвакуации людей на случай пожара, провести эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы, демонтировать горючий материал с потолочного перекрытия коридора первого этажа задания, укомплектовать рукавами и стволами пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода.
В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ввиду сложности финансового положения МУК «Досуговый центр» в соответствии со ст. 333.19, 333.20 НК РФ суд считает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета Усманского района, до суммы ... руб.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:
Обязать Муниципальное учреждение культуры «Досуговый центр» администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района за счет собственных денежных средств, предназначенных на данные цели, а при их недостаточности, за счет средств бюджета администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, в здании учреждения:
- откорректировать план эвакуации людей на случай пожара;
- провести эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы;
- демонтировать горючий материал с потолочного перекрытия коридора первого этажа;
- укомплектовать рукавами и стволами пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода;
- здание учреждения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.
Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Досуговый центр» администрации сельского поселения Завальновского сельсовета Усманского муниципального района в доход бюджета Усманского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через районный суд.
Председательствующий: М.В. Пирогова М.В. Пирогова