О понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2010 года Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Ламонова А.В.

с участием старшего помощника прокурора Усманского района Прибытковой С.В.

при секретаре Леоновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Пашковского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, администрации Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Пашковского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, администрации Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности.

Из искового заявления следует, что при проведении проверки ОНД по Усманскому району УГПН Липецкой области МЧС России в администрации сельского поселения Пашковского сельского Совета были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: в нарушение п.31 ППБ-01-03 на территории сельского поселения отсутствовали переносные пожарные мотопомпы; в нарушение п.114 ППБ-01-03 отсутствовала звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п. 94 ППБ-01-03 отсутствовали пирсы для установки пожарных автомобилей и забора воды; в нарушение п.90 ППБ-01-03 у водоемов, а также по направлению к ним не были установлены соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с указанием на них расстояния до водоисточника. В соответствии с Уставом к компетенции администрации сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения. Поскольку несоблюдение Правил пожарной безопасности создает потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, а выявленные нарушения могут явиться причинами возможных пожаров и повлечь необратимые последствия, прокурор просил суд обязать администрацию сельского поселения Пашковского сельского Совета Усманского района Липецкой области установить на территории сельского поселения переносные пожарные мотопомпы; установить звуковую сигнализацию для оповещения людей на случай пожара; оборудовать пирсы для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время суток; у водоемов, а также по направлению к ним установить соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, и указанием на них расстояния до водоисточника.

В судебном заседании старший помощник прокурора Прибыткова С.В. исковые требования уточнила, пояснив, что прокурор Усманского района отказывается от исковых требований к администрации Усманского района Липецкой области, а также от исковых требований об установлении на территории сельского поселения переносных пожарных мотопомп и звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в остальной части иск к администрации сельского поселения Пашковского сельского Совета Усманского района Липецкой области поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.

Определением Усманского районного суда от 29 ноября 2010 года производство в части исковых требований об установлении на территории сельского поселения переносных пожарных мотопомп и об установлении звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара к администрации сельского поселения Пашковского сельского Совета Усманского района Липецкой области, а также исковых требований к администрации Усманского района Липецкой области было прекращено.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Пашковского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области - Обоимов В.Н. иск признал и просил суд предоставить шесть месяцев для устранения указанных нарушений, пояснив при этом, что оборудовать пирсы для установки пожарных автомобилей и забора воды зимой будет сложно из-за погодных условий, а также из-за отсутствия денежных средств на закупку оборудования в 2010 году.

Представитель третьего лица - отделения надзорной деятельности по Усманскому району Управления государственного пожарного надзора Липецкой области МЧС России - Марков И.И. не возражал против удовлетворения исковых требований и предоставления ответчику шестимесячного срока для устранения указанных нарушений.

Представитель ответчика - администрации Усманского муниципального района Липецкой области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В письменном отзыве на иск представитель администрации Усманского муниципального района Липецкой области Долгих Г.Н. указала на то, что администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку обеспечение первичных мер пожарной безопасности не относится к полномочиям муниципального района и такие полномочия ему не передавались. Администрация поселения является самостоятельным органом местного самоуправления и в структуру администрации района не входит, имеет свой бюджет.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Усманского муниципального района Липецкой области.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденным Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п.90 ППБ -01-03).

При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.94 ППБ-01-03).

Из материалов дела следует, что в мае 2010 года отделением надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области в отношении администрации сельского поселения Пашковского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области была проведена проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. В ходе данной проверки было установлено, что в нарушение п.31 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) на территории сельского поселения отсутствуют переносные пожарные мотопомпы; в нарушение п.114 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п.94 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) отсутствуют пирсы для установки пожарных автомобилей и забора воды; в нарушение п.90 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) у водоемов, а также по направлению к ним не установлены соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с указанием на них расстояния до водоисточника. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией отделения надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области № 532 от 18 августа 2010 года.

Отнесение указанных выше мероприятий к первичным мерам пожарной безопасности обусловлено нормой ч.1 ФЗ от 21.12.1994г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями к нему, которая среди основных понятий данного закона содержит и определение первичных мер пожарной безопасности как реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Согласно ст. 37 вышеуказанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования по обеспечению пожарной безопасности.

Нарушения Правил пожарной безопасности, указанные в иске, ущемляют права и законные интересы граждан и в случае возникновения пожара могут привести к угрозе его быстрого распространения и неустранимым последствиям.

Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное и принимая во внимание признание иска представителем ответчика, суд считает необходимым обязать администрацию сельского поселения Пашковского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области оборудовать пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоисточников, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника.

В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Пашковского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Пашковского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области на ее территории оборудовать пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоисточников, а также по направлению движения к ним, установить соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника.

Названные мероприятия провести в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через районный суд.

Председательствующий А.В. Ламонов