Дело №г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2010 года Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Путилина Н. М.
при секретаре Шестаковой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усмани дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <данные изъяты> об обязывании устранить нарушения в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО <данные изъяты> об обязывании устранить нарушения в области охраны окружающей среды и возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов.
Из искового заявления следует, что на территории станции <данные изъяты> Усманского района Липецкой области, на прилегающей территории хлебоприемного предприятия ОАО <данные изъяты> в 10 метрах от забора на юг, допущен сброс на почву отходов от механической очистки зерна (код отхода - 1111020008995) на площади около 0,2 га. и объемом около 800 куб. м.
Данное нарушение ведет к загрязнению земель, захламлению Усманского муниципального района, угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию, окружающей среде.
В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковое заявление поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО <данные изъяты> извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил.
Представитель третьего лица - Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», запрещается сброс в почву отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, а способы и условия их сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.
В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Соответственно, обязанность по осуществлению мер по устройству, обеспечению соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации и т.д. возложена на администрацию муниципального района. При таких обстоятельствах несоблюдение ОАО <данные изъяты> экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании с отходами производства и потребления может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что ОАО <данные изъяты> требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.
Открытое акционерное общество <данные изъяты> зарегистрировано в г. Усмани Липецкой области инспекцией МНС России по Усманскому району Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии <данные изъяты> N <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ на основании с Законом Липецкой области 33-ОЗ от 08.01.2003 года (в ред. от 05.08.2005 г.) «Об охране окружающей среды Липецкой области» и приказа по управлению экологии и природных ресурсов Липецкой области № 197 от 23.03.2009 года государственным инспектором А.П.Ф., была проведена плановая проверка ОАО <данные изъяты>
Актом проверки без номера от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ОАО <данные изъяты>на территории <адрес>, на прилегающей территории хлебоприемного предприятия ОАО <данные изъяты> в 10 метрах от забора на юг, допущен сброс на почву отходов от механической очистки зерна (код отхода - 1111020008995) на площади около 0,2 га. и объемом около 800 куб. м.
На основании акта проверки в отношении ответчика был составлен протокол об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
Постановлением № № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания на ОАО <данные изъяты> был наложен штраф в размере <данные изъяты> рублей.
Указанные обстоятельства, являются основанием для удовлетворения исковых требований Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <данные изъяты>. Поскольку, в судебном заседании установлен факт сброса ОАО <данные изъяты> на почву отходов от механической очистки зерна (код отхода - 1111020008995) на площади около 0,2 га. и объемом около 800 куб. м., на территории хлебоприемного предприятия ОАО <данные изъяты>, расположенного по адресу: ст<данные изъяты>, в 10 метрах от забора на юг, чем были нарушены статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления».
Ответчиком не представлены доказательства, что им организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов.
В связи с чем, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит принуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязывание ОАО <данные изъяты> исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.
При таких обстоятельствах иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <данные изъяты> об обязывании устранить нарушения в области охраны окружающей среды и возложении обязанности по организации сбора и вывоза отходов подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход Усманского муниципального района Липецкой области в сумме <данные изъяты> руб. за требования неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11,51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 103,194 - 199,233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО <данные изъяты> удовлетворить.
<данные изъяты>
Обязать ОАО <данные изъяты> организовать сбор и вывоз отходов размещенных на площади 0,2 га. на территории хлебоприемного предприятия ОАО <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>, в 10 метрах от забора на юг, на специально отведенное место.
Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Взыскать государственную пошлину с ОАО <данные изъяты> в доход бюджета Усманского муниципального района Липецкой области в сумме <данные изъяты> руб.
Ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения копии решения.
Решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: Н. М. Путилин