Дело № №.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2010 года город Усмань Липецкой области
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Пироговой М.В.
при секретаре Ждановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Девицкого сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Девицкого сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, Администрации Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности.
Из искового заявления следует, что при проведении проверки ОНД по Усманскому району УГПН Липецкой области МЧС России в Администрации сельского поселения Девицкого сельсовета» были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: в нарушение п.31 ППБ-01-03 на территории сельского поселения отсутствуют переносные пожарные мотопомпы; в нарушение п.114 ППБ-01-03 отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п.94 ППБ-01-03 отсутствуют пирсы для установки пожарных автомобилей и забора воды; в нарушение п.90 ППБ-01-03 у водоемов, а также по направлению к ним не установлены соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с указанием на них расстояния до водоисточника. В соответствии с Уставом к компетенции администрации сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения. Поскольку несоблюдение Правил пожарной безопасности создает потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, а выявленные нарушения могут явиться причинами возможных пожаров и повлечь необратимые последствия, прокурор просит суд обязать Администрацию сельского поселения Девицкого сельсовета» Усманского района Липецкой области установить на территории сельского поселения переносные пожарные мотопомпы; установить звуковую сигнализацию для оповещения людей на случай пожара; оборудовать пирсы для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время суток; у водоемов, а также по направлению к ним установить соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, и указанием на них расстояния до водоисточника.
В судебном заседании представитель истца - прокурора Усманского района Липецкой области, помощник прокурора Черных С.Н., исковые требования уточнил, отказавшись от требований в части установки пожарных мотопомп и звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В остальной части иск к Администрации сельского поселения Девицкого сельсовета Усманского района поддержал, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске. Требований к Администрации Усманского района Липецкой области не предъявил, поскольку она является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Девицкого сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, иск признал и объяснил, что в августе 2010 года администрацией сельского поселения были приобретены мотопомпа и средства звуковой сигнализации. На 01.11.2010 года за администрацией числится кредиторская задолженность в размере <данные изъяты> руб. Средства, выделенные в 2010 году на приобретение пожарного инвентаря, уже израсходованы.
Представители ответчика - Администрации Усманского муниципального района Липецкой области, третьего лица - Отделения надзорной деятельности по Усманскому району Управления государственного пожарного надзора Липецкой области МЧС России, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в суд не сообщили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменном отзыве на иск Администрация Усманского муниципального района Липецкой области указала на то, что она не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку обеспечение первичных мер пожарной безопасности не относится к полномочиям муниципального района и такие полномочия ему не передавались. Администрация поселения является самостоятельным органом местного самоуправления и в структуру администрации района не входит, имеет свой бюджет. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением сессии районного Совета о районном бюджете на очередной финансовый год. На какие цели направить выделенные денежные средства решает само поселение. Дотации зачисляются в бюджет поселения и считаются их собственными доходами.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Усманского муниципального района Липецкой области и третьего лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденным Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п.90 ППБ -01-03).
При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.94 ППБ-01-03).
На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (п.114 ППБ-01-03).
Из материалов дела следует, что в мае 2010 года Отделением надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области в отношении Администрации сельского поселения Девицкого сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области была проведена проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. В ходе данной проверки было установлено, что в нарушение п.31 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) на территории сельского поселения отсутствуют переносные пожарные мотопомпы; в нарушение п.114 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара; в нарушение п.94 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) отсутствуют пирсы для установки пожарных автомобилей и забора воды; в нарушение п.90 Правил пожарной безопасности (ППБ-01-03) у водоемов, а также по направлению к ним не установлены соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с указанием на них расстояния до водоисточника. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией Отделения надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области № 532 от 18.08.2010 года.
Из материалов дела следует, что администрацией сельского поселения Девицкого сельсовета Усманского района в августе 2010 года были приобретены и поставлены на баланс поселения мотопомпа и средства звуковой сигнализации, что послужило основанием для отказа прокурора в этой части от заявленного требования.
Отнесение указанных выше мероприятий к первичным мерам пожарной безопасности обусловлено нормой ч.1 ФЗ от 21.12.1994г. N 69-ФЗ " О пожарной безопасности" с изменениями к нему, которая среди основных понятий данного закона содержит и определение первичных мер пожарной безопасности как реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Согласно ст. 37 вышеуказанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования по обеспечению пожарной безопасности.
Нарушения Правил пожарной безопасности, указанные в иске, ущемляют права и законные интересы граждан и в случае возникновения пожара могут привести к угрозе его быстрого распространения и неустранимым последствиям.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно уставу Администрации сельского поселения Девицкого сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, к компетенции администрации сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание признание иска ответчиком, суд считает необходимым обязать Администрацию сельского поселения Девицкого сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области на территории сельского поселения оборудовать пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоисточников, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника.
В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:
Обязать Администрацию сельского поселения Девицкого сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области на территории сельского поселения Девицкого сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области:
- оборудовать пирсы с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- у водоисточников, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с нанесением цифр, указывающих расстояние до водоисточника.
Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через районный суд.
Председательствующий: М.В. Пирогова М.В. Пирогова