Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2010 года Усманский районный суд Липецкой области в составе
председательствующего судьи Ламонова А.В.
при секретаре Леоновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Лихачевой Н.А. к Управлению строительства и архитектуры Липецкой области о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении материальной помощи в форме строительства нового жилого помещения по адресу: <адрес>, об установлении факта владения и пользования на праве собственности деревянным домом площадью <данные изъяты> кв.м. по вышеуказанному адресу и о признании права на получение материальной помощи в форме строительства нового жилого помещения и иных компенсаций в связи с утратой жилого помещения в результате природного пожара,
УСТАНОВИЛ:Лихачева Н.А. обратилась в Усманский районный суд с иском к Управлению строительства и архитектуры Липецкой области о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении материальной помощи в форме строительства нового жилого помещения по адресу: <адрес>, об установлении факта владения и пользования на праве собственности деревянным домом площадью <данные изъяты> кв.м. по вышеуказанному адресу и о признании права на получение материальной помощи в форме строительства нового жилого помещения и иных компенсаций в связи с утратой жилого помещения в результате природного пожара.
Из искового заявления следует, что 19 декабря 2001 года истица по договору купли-продажи приобрела в собственность у К.О.А. земельный участок и расположенный на нем жилой шлакоблочный дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. по вышеуказанному адресу. Приобретенный дом был недостроенным и истица с семьей проживала в располагавшемся на том же земельном участке деревянном доме, который постановлением главы администрации сельского поселения Излегощенского сельского Совета Усманского района Липецкой области от 07 августа 2001 года незаконно был отнесен к категории хозяйственных построек в виде сараев. В результате природного пожара, имевшего место в с.Излегоще, жилой деревянный дом (или сарай) был огнем полностью уничтожен. Решением Управления строительства и архитектуры Липецкой области истице было отказано в предоставлении материальной помощи в форме строительства нового жилого помещения в связи с утратой в результате природного пожара в виду того, что сгоревший сарай по данным технической инвентаризации не являлся жилым помещением. Данное решение является незаконным, поскольку истица и члены ее семьи фактически с 2001 по 2010 год проживали в сгоревшем деревянном доме, так как купленный ими шлакоблочный дом не пригоден для проживания вплоть до настоящего времени.
В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнительно пояснил суду, что в <адрес> у нее имеется еще одно домовладение, расположенное по <адрес>. В названном домовладении при пожаре была повреждена баня, а сам жилой дом огнем поврежден не был. И жилой дом №, и дом № по <адрес> истицей и членами ее семьи использовались как дачи, поскольку постоянно они проживают в <адрес>.
Представитель ответчика - Управления строительства и архитектуры Липецкой области и представитель третьего лица - администрации сельского поселения Излегощенского сельского Совета Усманского района Липецкой области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили. От представителя ответчика поступил отзыв на иск, из которого следует, что исковые требования он не признает, поскольку в силу п.3 Порядка предоставления жилья и выплаты компенсации гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров на территории Липецкой области, утвержденного постановлением Администрации Липецкой области от 10.08.2010 года № 250, условием для предоставления жилья гражданам в форме строительства нового жилого помещения на территории пострадавшего населенного пункта, а также восстановления поврежденного жилого помещения является наличие права собственности на утраченное жилое помещение. Помещение, утраченное истицей в результате пожара, являлось нежилым, в связи с чем ей обосновано было отказано в предоставлении вышеуказанной материальной помощи.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьего лица.
Заслушав истицу, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из представленного в судебное заседание договора купли-продажи от 19 декабря 2001 года следует, что Лихачева Н.А. приобрела у К.О.А. в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. и расположенный на нем жилой шлакоблочный дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. с хозяйственными постройками в виде двух деревянных сараев и кирпичного погреба по адресу: <адрес>.
Вышеуказанный жилой шлакоблочный дом Карелиным О.А. был построен на основании постановления главы администрации сельского поселения Излегощенского сельского Совета Усманского района Липецкой области № Этим же постановлением ранее существовавший деревянный жилой дом на данном земельном участке был признан сараем.
Распоряжением главы администрации Усманского района Липецкой области № был утвержден акт приемочной комиссии от 05 декабря 2001 года по приемке в эксплуатацию законченного строительством одноэтажного одноквартирного жилого дома в <адрес>, застройщиком которого являлся К.О.А..
Согласно техническому паспорту, составленному Усманским бюро технической инвентаризации ДФГУП «Липецкоблтехинвентаризация» по состоянию на 28 ноября 2001 года, в с<адрес> у К.О.А. имелось домовладение, состоящее из блочного жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., деревянного сарая площадью <данные изъяты> кв.м., деревянного сарая площадью <данные изъяты> кв.м. и погреба объемом <данные изъяты> куб.м..
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права, выданного Усманским государственным учреждением юстиции «Липецкого областного центра по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 18 января 2001 года серии № и серии № за Лихачевой Н.А. были зарегистрированы права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. и именно на расположенный на нем жилой шлакоблочный дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. с хозяйственными постройками по адресу: <адрес>
Решением Излегощенского сельского Совета Усманского района Липецкой области № вышеуказанному домовладению Лихачевой Н.А. был присвоен номер «№» по улице <адрес>.
Согласно выписке из Похозяйственной книги № администрации сельского поселения Излегощенского сельского Совета Усманского района Липецкой области за ДД.ММ.ГГГГ у истицы по вышеуказанному адресу имеется блочный, крытый шифером жилой дом. Постоянным местом жительства Лихачевой Н.А. является <адрес>.
Из представленной в судебное заседание справки начальника ОНД по Усманскому району УГПН по Липецкой области № 722 от 11 ноября 2010 года следует, что 29 июля 2010 года в результате пожара в лесном массиве произошло загорание в хозяйстве Лихачевой Н.А. по адресу: <адрес>, чем истице был причинен имущественный вред.
Согласно уведомлению начальника Управления строительства и архитектуры Липецкой области № Лихачевой Н.А. было отказано в предоставлении жилья в форме строительства нового жилого помещения на территории пострадавшего населенного пункта вследствие того, что сгоревшая хозяйственная постройка - сарай не имела статуса жилого помещения.
В силу п.3 Порядка предоставления жилья и выплаты компенсации гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров на территории Липецкой области, утвержденного постановлением Администрации Липецкой области от 10 августа 2010 года №), условием для предоставления жилья гражданам в форме строительства нового жилого помещения на территории пострадавшего населенного пункта, а также восстановления поврежденного жилого помещения является наличие права собственности на утраченное жилое помещение.
Решение о предоставлении, восстановлении жилого помещения или выплате компенсации указанным гражданам принимается уполномоченным органом - Управлением строительства и архитектуры Липецкой области.Несоблюдение условий, установленных пунктом 3 настоящего Порядка, является основанием для отказа в предоставлении, восстановлении жилья и выплате компенсаций (п.9 и п.10 Порядка).
Кроме того, в соответствии со ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, истицей суду не предоставлено доказательств того, что утраченное ею в результате природного пожара 29 июля 2010 года помещение являлось жилым, а также не представлено доказательств того, что она обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о переводе принадлежавшего ей сарая под Лит. Г по адресу: <адрес> из категории нежилых помещений в жилые.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы истицы о том, что приобретенный ею по договору купли-продажи от 19 декабря 2001 года у К.О.А. шлакоблочный дом не был пригоден для проживания, а фактически жилым являлся сгоревший в результате пожара деревянный дом.
Из представленных в судебное заседание материалов следует, что истицей у К.О.А. был приобретен законченный строительством одноэтажный одноквартирный шлакоблочный дом.
Более того, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Ш.Т.В. пояснила суду, что в 2003 году она ночевала в шлакоблочном доме у Лихачевой Н.А.. В этом доме были полы, потолки, окна, двери, отсутствовала только внутренняя отделка стен.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Лихачевой Н.А. о признании незаконным отказа ответчика № в предоставлении материальной помощи в форме строительства нового жилого помещения по адресу: Липецкая <адрес> и о признании права на получение материальной помощи в форме строительства нового жилого помещения и иных компенсаций в связи с утратой жилого помещения в результате природного пожара.
Не подлежат удовлетворению и требования Лихачевой Н.А. об установлении факта владения и пользования на праве собственности деревянным домом площадью <данные изъяты> кв.м. по вышеуказанному адресу, поскольку такой факт может быть установлен только в случае, если утрачен правоустанавливающий документ о принадлежности заявителю недвижимого имущества на праве собственности, при условии, что такой документ не может быть восстановлен в ином порядке, а такжеесли отсутствует спор о праве и если данный факт не может быть установлен в ином порядке.
С момента приобретения истицей по договору купли-продажи права собственности на домовладение № по <адрес> у нее имелся правоустанавливающий документ лишь на шлакоблочный дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. и отсутствовал такой документ на деревянный дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с чем вышеуказанный факт владения и пользования Лихачевой Н.А. недвижимым имуществом установлен судом быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 ЖК РФ, ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Лихачевой Н.А. к Управлению строительства и архитектуры Липецкой области о признании незаконным отказа ответчика в предоставлении материальной помощи в форме строительства нового жилого помещения по адресу: <адрес>, об установлении факта владения и пользования на праве собственности деревянным домом площадью <данные изъяты> кв.м. по вышеуказанному адресу и о признании права на получение материальной помощи в форме строительства нового жилого помещения и иных компенсаций в связи с утратой жилого помещения в результате природного пожара отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий А.В. Ламонов
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года.
Судья А.В. Ламонов