О восстановлении в жилищнах правах



Дело №г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2010 года Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Путилина Н.М.

при секретаре Шестаковой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Литвиновой Е.М. к администрации г. Усмани Липецкой области о восстановлении в жилищных правах,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с исковым заявлением, из которого следует, что до <данные изъяты> лет относилась к категории детей-сирот. Родилась она в г. Усмани Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ., ее мать в роддоме написала заявление об отказе от ребенка и с ДД.ММ.ГГГГ. она уже являлась воспитанницей <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ согласно справки <данные изъяты> истице установлена <данные изъяты> группа инвалидности с детства. <данные изъяты>. Все это время находилась в различных учреждениях, с ДД.ММ.ГГГГ. по июнь ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты>, а с июня ДД.ММ.ГГГГ. проживает самостоятельно без регистрации в с. <адрес>, воспитывает <данные изъяты> детей. Своевременно не была обеспечена жилым помещением. Обратилась к ответчику с просьбой поставить ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении вне очереди жилым помещением, восстановить ее в списках лиц из числа детей-сирот под №<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ. отказал ей в этом по причине отсутствия данных о ее фактическом проживании и регистрации по указанному выше адресу.

Просила признать незаконным отказ администрации г. Усмани Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ., обязать администрацию г. Усмани Липецкой области поставить ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот, восстановить ее в списках лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под №<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать ее по месту жительства в муниципальном жилом фонде г. Усмани Липецкой области. Ссылаясь на то, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями и дополнениями, в редакции, действующей на момент окончания ее пребывания в организациях для детей-сирот и по достижении ею <данные изъяты>-летнего возраста, выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

В дальнейшем, уточнив исковые требования, истица просила обязать ответчика поставить ее на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под №<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ., дело рассмотреть в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деде в качестве соответчиков были привлечены администрации Усманского муниципального района Липецкой области и Липецкой области.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности Честных Н.В. поддержала уточненные исковые требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковых заявлениях. Просила признать уважительным пропуск срока истицей для обращения в суд с данным иском и восстановить его, учитывая все обстоятельства жизни последней.

Представители соответчиков - администрации городского поселения г. Усмани и администрации Усманского муниципального района Липецкой области по доверенности Пешехонова Е.С. и соответственно Долгих Г.Н., возражали против удовлетворения иска по тем основаниям, что истицей пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями, по причине отсутствия данных о ее фактическом проживании и регистрации в г. Усмани, а также, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на иск.

Настаивали на рассмотрении дела по имеющимся доказательствам, без проведения судебно-медицинской экспертизы.

Истица и представитель соответчика - администрации Липецкой области, будучи надлежащим образом извещенными, в судебное заседание не явились, представив отзыв и заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обозрев историю болезни истицы, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела, Литвинова Е.М. родилась в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., ее мать в роддоме написала заявление об отказе от ребенка и с ДД.ММ.ГГГГ. она уже являлась воспитанницей <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ. согласно справки <данные изъяты> истице установлена <данные изъяты> группа инвалидности с детства бессрочно (л.д. <данные изъяты>). <данные изъяты>

Все это время истица находилась в различных социальных учреждениях, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в ОГУ «Задонский психоневрологический интернат», а с ДД.ММ.ГГГГ. проживает самостоятельно без регистрации в <адрес>, воспитывает <данные изъяты> детей, жилой дом принадлежит С.Р.М. которая не приходится родственницей истице (л.д. <данные изъяты>). Ранее, согласно свидетельства №<данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. истица была зарегистрирована М.Скит психоневрологический интернат Задонского района (л.д. <данные изъяты>).

16.02.2010г. обратилась к ответчику с просьбой поставить ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении вне очереди жилым помещением, восстановить ее в списках лиц из числа детей-сирот под №<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ Ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ. отказал ей в этом по причине отсутствия данных о ее фактическом проживании и регистрации в г. Усмани (л.д. <данные изъяты>).

Как следует из справок Липецкого филиала Усманского БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» истица не имеет в собственности иного жилого помещения (л.д. <данные изъяты>).

Согласно справок сельского поселения Студено-Высельского сельсовета Усманского муниципального района Литвинова Е.М. и ее мать Л.Н.М., зарегистрированными на территории поселения не значатся, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время жилого помещения в собственности не зарегистрировано и право собственности не оформлено (л.д. <данные изъяты>).

В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 78,83 Гражданского Кодекса РСФСР, действовавшего в тот период, общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (исковая давность) устанавливается в три года.

Течение срока исковой давности начинается со дня возникновения права на иск; право на иск возникает со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Аналогичные нормы установлены и в ст.ст. 195,196,200 ГК РФ.

В силу ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе.

Суд полагает не обоснованными доводы представителей соответчиков о пропуске истицей по неуважительным причинам срока исковой давности для обращения в суд с данными требованиями по указанным выше основаниям. При этом, судом принимаются во внимание то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ. согласно справки <данные изъяты> истице установлена <данные изъяты> группа инвалидности с детства бессрочно. <данные изъяты>. Все это время истица находилась в различных социальных учреждениях, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в ОГУ «Задонский психоневрологический интернат». Указанные обстоятельства говорят об уважительности пропуска срока истицей для обращения в суд с данными требованиями и его восстановлении.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», с последующими изменениями и дополнениями, дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с последующими изменениями и дополнениями, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (диапазон действия редакции с 23.12.1996г. по 10.02.1998г.), с последующими изменениями и дополнениями, выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ст. 5 указанного Федерального закона являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закрепленные еще и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 1,2 Закона Липецкой области от 3 марта 2010 г. № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, детей,
находящихся под опекой (попечительством),
а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, жилыми помещениями», принятого Липецким областным Советом депутатов 18 февраля 2010 года, настоящий Закон наделяет органы местного самоуправления городских округов города Липецка и города Ельца и муниципальных районов области (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями (далее - переданные полномочия) на неопределенный срок.

Органы местного самоуправления осуществляют исполнение переданных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в соответствии с нормой площади жилого помещения, установленной Законом Липецкой области «О порядке ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

В силу ст.ст. 1,2 Закона Липецкой области от 3 марта 2010 г. № 354-ОЗ О порядке ведения учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», принятого Липецким областным Советом депутатов 18 февраля 2010 года, настоящий Закон устанавливает порядок ведения учета и предоставления органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по договорам социального найма.

Учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма (далее - учет в целях предоставления жилых помещений) подлежат лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие закрепленного жилого помещения.

Анализ указанных выше норм позволяет суду сделать вывод об обоснованности требований истицы и незаконности отказа администрации г. Усмани Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. в постановке на учет истицы в качестве нуждающейся в обеспечении вне очереди жилым помещением по категории лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющим закрепленного жилого помещения по договорам социального найма, под №<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. по достижению ею <данные изъяты> лет. Согласно справок, истица после окончания ОГУ Елецкий детский дом-интернат, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. находилась в ОГУ «Веденский геронтологический центр». Суд полагает, что после окончания ОГУ Елецкий детский дом-интернат, истица должна была быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно представленного администрацией г. Усмани списка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющих право на внеочередное предоставление им жилых помещений по договорам социального найма по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., первый, указанный в данном списке, поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Требования истицы в части обязывании администрации г. Усмани Липецкой области зарегистрировать ее по месту жительства в муниципальном жилом фонде г. Усмани Липецкой области не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно ст.ст. 3,6 ФЗ РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Таким образом, регистрация истицы будет возможна только лишь после предоставления ей в установленном законом порядке жилого помещения.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представителями соответчиков не представлено в судебное заседание доказательств, опровергающих, указанные выше судом обстоятельства.

Указанные выше обстоятельства, как каждое в отдельности, так и все в совокупности, являются основанием для частичного удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Литвиновой Е.М. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации г. Усмани Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. в постановке Литвиновой Е.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Обязать администрацию г. Усмани Липецкой области восстановить и поставить Литвинову Е.М. , <данные изъяты> года рождения, на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения по договорам социального найма, с ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении остальной части исковых требований Литвиновой Е.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через районный суд.

Судья Путилин Н.М.

Мотивированное решение суда изготовлено 24.11.2010 г.