О признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № № год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего Пироговой М.В.

при секретаре Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Матыциной В.В. к ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Матыцина В.В. обратилась в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Из искового заявления следует, что 01.11.2010 года истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ года ей было отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия необходимого льготного стажа работы. Комиссией не был включен в специальный стаж истицы период работы в должности «организатора детского движения» в <данные изъяты> средней школе с 17.09.1984 г. по 25.08.1994 г.

Истица полагает, что ответчик незаконно не включил ей в специальный стаж указанный период, поскольку она работала в должности старшей пионервожатой и непосредственно была связана с детьми. По ранее действовавшему законодательству работа в должности пионервожатой включалась в стаж работы учителей и других работников просвещения. Кроме того, начиная с сентября 1991 года, наряду с работой вожатой, она преподавала часы истории. На должность организатора детского движения она никогда не переводилась. Фактический суммарный стаж занятия педагогической деятельностью в учреждениях для детей составляет 25 лет 5 месяцев 24 дня, что превышает требуемый 25-летний стаж для назначения указанной пенсии.

Истица просит суд признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, включить ей в специальный стаж период работы в должности старшей пионервожатой в <данные изъяты> средней школе с 17.09.1984 г. по 25.08.1994 г. и обязать ответчика назначить ей указанную пенсию с 01.11.2010 г.

В судебном заседании Матыцина В.В. уточнила исковые требования и просила суд включить ей в специальный стаж работу в должности старшей пионервожатой с 17.09.1984 г. по 31.08.1991 г., а с 01.09.1991 г. по 25.08.1994 г. - как работу в должности учителя истории, поскольку наряду с должностью старшей пионервожатой она вела часы истории. В обоснование заявленных требований привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Кроме того, во время работы в должности старшей пионервожатой ей предоставлялся отпуск по уходу за первым ребенком - с 08.12.1985 г. по 13.10.1986 г., за вторым ребенком - с 19.06.1987 г. по 31.08.1988 г. Время ухода за детьми также подлежит включению в специальный стаж. Уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину просила с ответчика не взыскивать.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Усманском районе, действующая на основании доверенности Коробкина Л. А., исковые требования не признала и объяснила, что в трудовой книжке истицы имеется запись о ее переводе с должности организатора детского движения на должность учителя; справки, уточняющей характер работы за спорный период, истица не представила, поэтому ей было отказано в назначении пенсии.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 3,4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее именуется Список). При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.п.1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Должность «учитель» предусмотрена п.1 раздела «Наименование должностей» Списка, а школы всех наименований предусмотрены в п.п.1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Как следует из материалов дела, на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № № от ДД.ММ.ГГГГ г. спорные периоды не были засчитаны истице в специальный стаж. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе от той же даты Матыциной В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, что подтверждается материалами отказного пенсионного дела, обозренного в судебном заседании.

Согласно трудовой книжке от 20.07.1983 года Матыцина В.В. 17.09.1984 г. была назначена на должность старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы; 26.08.1994 г. она была переведена не с указанной должности, а с должности организатора детского движения на должность учителя. При этом сведений о переводе истицы с должности старшей пионервожатой на должность организатора детского движения не имеется, должность организатора детского движения отсутствует в справочнике должностей работников учреждений и организаций образования.

В лицевых счетах по заработной плате с 1991 г. по 1994 г. должность истицы указана «учитель». Согласно тарификационным спискам учителей <данные изъяты> средней школы за 1984-1994 г.г. должность истицы значилась «старшая пионервожатая», а начиная с сентября 1991 г. она вела часы истории. Недельная педагогическая нагрузка истицы составляла: с сентября 1991 г. по январь 1992 г. - 6 часов; с февраля 1992 г. по август 1993 г. - 4 часа, с сентября 1993 г. по август 1994 г. - 8 часов.

В приказе № 17 от 14.01.1992 г. «Об изменении тарификации Матыциной В.В.» должность истицы также указана «старшая пионервожатая».

Таким образом, в период с 17.09.1984 г. по 25.08.1994 г. истица занимала должность старшей пионервожатой в <данные изъяты> средней школе. Оснований полагать о том, что она была переведена с указанной должности на должность «организатора детского движения», у суда не имеется.

В соответствии с п.2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, действовавшим в период работы истицы, в стаж работы учителей и других работников просвещения для назначения пенсии засчитывалась работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

При этом время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Работа истицы в должности старшей пионервожатой осуществлялась в период действия указанного Постановления и составляет 9 лет 11 месяцев 9 дней, т.е. более 1/3 от специального стажа.

Однако учитывая, что в период с 01.09.1991 г. по 25.08.1994 г. истица, наряду с работой в должности старшей пионервожатой, имела педагогическую нагрузку учителя, суд полагает возможным включить данный период в специальный стаж как работу в должности учителя.

Оставшийся невключенный ответчиком период с 17.09.1984 г. по 31.08.1991 г. в должности старшей пионервожатой суд также полагает возможным включить в специальный стаж, поскольку не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Кроме того, установлено, что в спорный период истица дважды находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет: с 08.12.1985 г. по 13.10.1986 г. и с 19.06.1987 г. по 31.08.1988 г., однако данный отпуск не подлежит исключению из специального стажа.

Согласно ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее возникновения права на нее.

Как следует из материалов дела, Матыцина В.В. обратилась с заявлением о назначении пенсии 01.11.2010 г.

В общей сложности, специальный стаж истицы с учетом удовлетворенных требований на день обращения с заявлением о назначении пенсии составил 25 лет 05 мес. 25 дней: 15.06.16 (засчитано ответчиком) + 09.11.09.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, т.е. с 01.11.2010 года.

Судебные расходы, понесенные истицей в связи с рассмотрением настоящего дела, суд, по просьбе истца, полагает возможным с ответчика не взыскивать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Матыциной В.В. удовлетворить:

Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе № № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе Матыциной В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности признать незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области включить Матыциной В.В. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», период работы в <данные изъяты> средней школе <данные изъяты> района с 17.09.1984 года по 25.08.1994 года.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области назначить Матыциной В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 01.11.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова