О признании незаконным решения государственного учреждения



Дело № №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 декабря 2010 года Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего Пироговой М.В.

при секретаре Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани дело по заявлению Коровина В.М. об оспаривании постановления ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области от 04.05.2010 года № 75 и решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области от 24.08.2010 года № 01-10,

УСТАНОВИЛ:

Коровин В.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года № № и решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области от 24.08.2010 года № 01-10. В обоснование заявленных требований Коровин В.М. указал, что в 2004 году он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В марте 2005 года с ним случился <данные изъяты>, и он длительное время находился на стационарном и амбулаторном лечении; впоследствии ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности. В настоящее время по состоянию своего здоровья он не может заниматься какой-либо трудовой деятельностью; по этой же причине не мог своевременно (до 27.05.2010 года) сняться с налогового учета. Постановлением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области от 04.05.2010 года № 75 с него была взыскана недоимка по страховым взносам за 2009 год в сумме <данные изъяты> руб. Не согласившись с указанным решением, Коровин В.М. обжаловал его в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области, однако, его жалоба была оставлена без удовлетворения. Поскольку требование об уплате страховых взносов и пени за 2009 год он не получал, а сумма недоимки превышает <данные изъяты> рублей и подлежит взысканию только в судебном порядке, заявитель полагает, что оспариваемые им решения являются незаконными. Кроме того, он фактически прекратил предпринимательскую деятельность в марте 2005 года, своевременно не снялся с налогового учета по уважительной причине, поэтому требование о взыскании с него недоимки по страховым взносам является необоснованным.

В судебном заседании Коровин В.М. поддержал заявленные требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении; дополнительно объяснил, что с 6 мая 1990 года он является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …», что также служит основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины, заявитель просил с заинтересованных лиц не взыскивать.

Представитель заинтересованного лица -ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области, по доверенности Коробкина Л.А., возражала против удовлетворения заявленного требования, объяснив, что требование было направлено заявителю заказным письмом по адресу, указанному в ЕГРИП, которое в адрес отправителя с отметкой о невручении не возвращалось, поэтому по истечении шести дней со дня направления заказного письма считается полученным. Довод заявителя о том, что сумма недоимки, превышающая <данные изъяты> рублей, подлежит взысканию в судебном порядке, основан на нормах Закона, утратившего силу с 01.01.2010 года. Освобождение от уплаты страховых взносов лиц, являющихся инвалидами, действующим законодательством не предусмотрено. О том, что заявитель является получателем пенсии за выслугу лет, им не было известно.

Представитель заинтересованного лица - ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.60 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования», недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что заявитель в период с 24.11.2004 года по 27.05.2010 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 9 от 28.05.2010 года. 14.09.2009 года ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности (<данные изъяты> степень ограничения способности к трудовой деятельности) бессрочно.

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области в адрес заявителя было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 03.03.2010 года № 176, в соответствии с которым заявителю предложено в срок до 19.03.2010 г. уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2009 год в сумме <данные изъяты> руб., из них: <данные изъяты> руб. - на страховую часть трудовой пенсии, <данные изъяты> руб. - пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, <данные изъяты> руб. - пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии. Данное требование было направлено в адрес заявителя заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений и соответствующей квитанцией почтамта.

Согласно ч.7 ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, направленное по почте заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Факт получения требования об уплате недоимки по страховым взносам заявителем в судебном заседании не оспаривался.

В соответствии с ч.3 ст.20 указанного Закона постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

4 мая 2010 года ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе было принято постановление № 75 о взыскании с Коровина В.М. страховых взносов, пеней и штрафов за счет его имущества, поскольку требование им не было исполнено в установленный срок.

Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области от 24.08.2010 г. № 01-10 указанное постановление было оставлено в силе. Копия данного решения была направлена заявителю 07.09.2010 года.

Из объяснений Коровина В.М. следует, что в конце мая - начале июня 2010 года он получил постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении в отношении него исполнительного производства. После этого он обратился к начальнику ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе с заявлением об освобождении его от уплаты страховых взносов в связи с инвалидностью и невозможностью осуществления им трудовой деятельности. Его обращение было направлено в ГУ - ОПФР по Липецкой области и рассмотрено как жалоба. Копию решения ГУ УПФР по Усманскому району от 04.05.2010 г. он получил только в декабре 2010 года, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте.

Изложенное свидетельствует о том, что заявителем не был пропущен срок обжалования оспариваемых им решений.

Обстоятельств, указывающих на нарушение заинтересованным лицом процедуры взыскания недоимки по страховым взносам, судом не установлено, поэтому доводы заявления в этой части являются несостоятельными.

Вместе с тем, судом установлено, что Коровин В.М. с 6 мая 1990 года является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (по линии Министерства обороны РФ), что подтверждается соответствующим пенсионным удостоверением.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий лицам, на которых распространяется действие названного Закона, обеспечивается за счет средств федерального бюджета и финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и подпунктов 1-3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 03.06.2004 N 11-П и от 23.12.2004 N 19-П и настоящем определении, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие части 1, 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, части 1 статьи 39 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, находится вне правоотношений системы обязательного пенсионного страхования, в связи с чем на заявителя - пенсионера Министерства обороны Российской Федерации не распространяется общий порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ.

Поскольку заявитель является военным пенсионером, то на него не может быть возложена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поэтому постановление ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области от 04.05.2010 года № № и решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области от 24.08.2010 года № 01-10 нельзя признать законными.

Судебные расходы, понесенные заявителем в связи с рассмотрением настоящего дела, суд по его просьбе полагает возможным с заинтересованных лиц не взыскивать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Коровина В.М. удовлетворить:

Признать недействительным постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области от 04.05.2010 года № 75 и решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области от 24.08.2010 года № 01-10.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области исключить из числа недоимки Коровина В.М. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование недоимку по страховым взносам, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: Пирогова М.В.

Мотивированное решение изготовлено 21.12.2010 года

Судья: М.В. Пирогова