О признании права на получение субсидий



Дело № Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 октября 2010 года Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Пироговой М.В.,

при секретаре Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Вострикова А.П. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Комитету по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области о признании права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета (субвенции) на основании Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», возложении обязанности по включению в областной список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Востриков А.П. обратился в Усманский районный суд Липецкой области с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, к Комитету по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области о признании права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета (субвенции) на основании Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», возложении обязанности по включению в областной список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из искового заявления следует, что Востриков А.П. принимал непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в составе войсковой части 3236 в 1949г., войсковой части 3268 - в 1949-1954г.г., является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет право на получение льгот, установленных ст. 15 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ « О ветеранах», в том числе, и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

27.04.2010г. Востриков А.П. обратился в администрацию сельского поселения ... сельского совета Усманского района Липецкой области с письменным заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветерана-участника Великой Отечественной войны. 29.04.2010 года глава ... сельского совета Усманского района Липецкой области отказал ему в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что согласно Указу Президента от 07.08.2008г. № 714, исходя из его буквального толкования, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета только участники войны, непосредственно принимавшие участие в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, т.е. с 22.06.1941 г. по 09.05.1945г.

На основании решения Усманского районного суда Липецкой области от 27.07.2010 года Востриков А.П. был поставлен администрацией сельского поселения ... сельсовета Усманского района на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Однако 20.08.2010г. Комитет по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области отказал истцу в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, ссылаясь на те же доводы, что и глава Куликовского сельского совета Усманского района Липецкой области.

Поскольку отказ ответчика противоречит Федеральному закону «О ветеранах» и Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», истец просит суд признать за ним право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета (субвенции) на основании Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области включить его в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Востриков А.П., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Вострикова А.П. - по доверенности Плетнева О.Д., в судебном заседании поддержала заявленные требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика- Комитета по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставив письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Липецкой области, также в суд не явился, предоставив письменные возражения на иск.

В обоснование возражений Управление социальной защиты населения Липецкой области указало, что в ходе реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 необходимо иметь ввиду, что лица, из числа принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года, отнесенные законом «О ветеранах» к числу участников войны, могут иметь право на реализацию меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем только в том случае, если будет подтверждено участие таких граждан в боевых действиях в период Великой Отечественной войны, т.е. с 01.01.1944 г. по 09.05.1945г. Это обстоятельство является существенным, так как обеспечение жильем, являясь одной из мер социальной поддержки, установленных Федеральным Законом, дополнительно усилено Указом Президента и направлено на решение жилищных проблем именно лиц, непосредственно принимавших участие в боевых действиях в Великой Отечественной войне. Вместе с тем, законом « О ветеранах» такая мера социальной поддержки предусмотрена и для и иных категорий граждан, приравненных к участникам ВОВ в связи с принятием участия в боевых действиях в государствах, городах, территориях. На Управление социальной защиты населения возложены обязанности по формированию областного списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, и в пределах выделенных бюджетных ассигнований вносить предложения по перечислению субвенций органам местного самоуправления, путем внесения изменений в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год. Считает, что Управлением социальной защиты населения права истца на обеспечение его жилым помещением не нарушались.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст.23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 данной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п.2).

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в отношении категорий граждан, указанных в законе, в том числе, участников Великой Отечественной войны (п.п.2 п.3).

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета субъектов Российской Федерации (п.4).

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 8).

Контроль за расходованием средств осуществляется …(в частности) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. .. (п. 10).

Определение порядка предоставления жилых помещений указанным в подпункте 2 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.11).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 данной статьи (п. 12).

В Липецкой области соответствующие правоотношения урегулированы Законом Липецкой области «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» от 18.08.2006 г. № 318-ОЗ.

Данный Закон определяет форму и порядок обеспечения жильем граждан, указанных в абзацах четвертом, девятом и десятом статьи 3 Закона, вставших в органах местного самоуправления на учет до 1 января 2005 года, а в отношении граждан, перечисленных в абзацах втором, третьем, пятом - восьмом статьи 3 Закона, независимо от даты постановки на учет в органах местного самоуправления (ст.1).

Категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем, перечислены в ст. 3 указанного Закона.

Исполнительный орган государственной власти области в сфере социальной защиты населения на основании заверенных сведений органов местного самоуправления формирует областной список и в пределах выделенных бюджетных ассигнований вносит предложения по перечислению субвенций органам местного самоуправления путем внесения изменений в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год (п.4 ст.4 Закона № 318-ОЗ от 18.08.2006 г.).

Из материалов дела следует, что Востриков А.П. принимал непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в составе войсковой части 3226 в 1949 г., войсковой части 3268 в 1949-1954 г.г., имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны.

Распоряжением администрации сельского поселения Куликовского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области от 29.07.2010 г. № 24-р Востриков А.П. поставлен на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.2 ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945.годов (период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся (в частности) участники Великой Отечественной войны, в числе которых военнослужащие, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря1951 года (подп. «е» п.1 ст.2 Закона).

Исходя из содержания ст. 2 ФЗ «О ветеранах» и Приложения к этому Закону «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации», ветеранами Великой Отечественной войны являются как участники непосредственно военных событий 1941-1945 годов (период войны), так и участники последующих боевых операций ( действий).

Соответствующие боевые операции (действия) перечислены в указанном Перечне и охватывают период вплоть до августа 1969 года (боевые действия в районе озера Жаланашколь).

Боевые операции по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года в данном Перечне отсутствуют, но они специально (отдельно) указаны непосредственно в подпункте «е» пункта 1 статьи 2 ФЗ « О ветеранах».

В этой связи следует признать, что и на участников таких боевых операций распространяется действие статей 2 и 4 ФЗ «О ветеранах», вне зависимости от их отсутствия в Перечне.

Тем не менее, участие истца в указанных боевых операциях в 1949-1954 г.г. неравнозначно участию непосредственно в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, хотя и обусловливает соответствующее равенство гражданских статусов.

Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» специально выделена отдельная категория ветеранов, подлежащих обеспечению жильем посредством специального финансирования за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете с 2009 года- участники (ветераны) Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

То есть, речь идет об участниках непосредственно Великой Отечественной войны, а не последующих (после 1945 года) боевых операций (действий).

Таковыми являются все ветераны, перечисленные в статье 2 ФЗ «О ветеранах», но применительно к периоду непосредственно Великой Отечественной войны.

Данное толкование Указа Президента обусловлено как его наименованием, так и преамбулой (в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны).

Сама же продолжительность периода Великой Отечественной войны- с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года, определена Разделом 1 вышеуказанного «Перечня государств, городов, территорий, и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации».

Кроме того, согласно подп. «б» п. 2 Указа, соответствующие бюджетные ассигнования предусматриваются в федеральном бюджете именно для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом.

Соответственно, обеспечение жильем на основании Указа Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года является специальным способом внеочередного улучшения жилищных условий отдельных категорий ветеранов.

Поэтому истец Востриков А.П., не являющийся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, права на обеспечение жильем в указанном порядке не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Вострикова А.П. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Комитету по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области о признании права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета (субвенции) на основании Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», возложении обязанности по включению в областной список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий М.В. Пирогова

Мотивированное решение изготовлено 05.10.2010 года

Судья: М.В. Пирогова