Дело № №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе
председательствующего Пироговой М.В.
при секретаре Ждановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани дело по заявлению Ремизовой И.Г. об отмене постановления избирательной комиссии сельского поселения <данные изъяты> сельского совета Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области,
УСТАНОВИЛ:
Ремизова И.Г. обратилась в суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии сельского поселения <данные изъяты> сельского совета Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области.
Из заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ремизова И.Г. обратилась в избирательную комиссию сельского поселения <данные изъяты> сельсовета с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы сельского поселения, приложив к нему необходимые документы. Избирательной комиссией ей был выдан, по ее просьбе, бланк подписного листа, состоящий из пяти листов на 45 подписей. На первом листе содержались сведения о кандидате, в поддержку которого проводится сбор подписей, на пятом листе - сведения о лице, удостоверяющем эти подписи; второй - четвертый листы таких сведений не содержали. Порядок заполнения подписного листа ей не был разъяснен, а было предложено руководствоваться сведениями, содержащимися в подписном листе. ДД.ММ.ГГГГ подписные листы с подписями избирателей были сданы в избирательную комиссию. При приеме подписных листов у членов избирательной комиссии не возникло каких-либо вопросов к порядку их заполнения. ДД.ММ.ГГГГ Ремизова И.Г. была извещена о дате и времени проверки подписных листов. Постановлением избирательной комиссии сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № № Ремизовой И.Г. отказано в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения в связи с отсутствием документов, необходимых для регистрации кандидата.
Ремизова И.Г. считает указанное постановление незаконным, поскольку закон Липецкой области «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» не содержит четких требований, предъявляемых к подписным листам. Бланк подписного листа был выдан ей избирательной комиссией, и оснований сомневаться в его достоверности у нее не имелось; полагает, что комиссия умышленно ввела ее в заблуждение, не сообщив о том, что сведения о кандидате, в поддержку которого проводится сбор подписей, и о лице, удостоверяющем эти подписи, должны содержаться на каждом листе. Кроме того, если бы комиссия при приеме от нее подписных листов обратила внимание на несоответствие бланка, то у нее была бы реальная возможность повторно собрать подписи в свою поддержку, оформив их надлежащим образом.
В этой связи Ремизова И.Г. просит суд отменить постановление избирательной комиссии сельского поселения <данные изъяты> сельского совета Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года № № об отказе в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области и обязать избирательную комиссию зарегистрировать ее кандидатом на должность главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области.
В судебном заседании Ремизова И.Г. поддержала заявленное требование, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении, дополнительно объяснив, что ранее, в период регистрации ее кандидатом на должность главы сельского поселения в 2005 году и кандидатом в депутаты <данные изъяты> сельского совета в 2010 году бланки подписных листов выдавались избирательной комиссией, при этом, никаких проблем в правильности их заполнения не возникало. Кроме того, избирательная комиссия в соответствии с п.п.1.1 п.1 ст.30 закона Липецкой области «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» должна была ей сообщить о неправильности заполнения подписных листов не позднее чем за 3 дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Представитель избирательной комиссии сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области по доверенности Казьмин А.В. возражал против удовлетворения заявленного требования и объяснил, что в соответствии с ч.5 ст.37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч.4 ст.29 закона Липецкой области «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата, поэтому избирательная комиссия не обязана предоставлять кандидатам подписные листы. Форма подписного листа и требования к порядку его заполнения предусмотрены законом Липецкой области от 02.06.2006 г. № 299-ОЗ. Избирательная комиссия не обязана была извещать Ремизову И.Г. о недостатках, имевшихся в подписных листах, поскольку такой обязанности не предусмотрено законом. Для проверки подписных листов избирательной комиссией была создана рабочая группа, о дате, времени и месте заседания которой Ремизова И.Г. была извещена. При проверке подписных листов было установлено, что подписные листы не были заверены собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, поэтому все подписи были признаны недействительными. Ремизова И.Г. участвовала в выборах главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовета 27.11.2005 года и выборах депутатов Совета депутатов сельского поселения <данные изъяты> сельсовета 14.03.2010 года, поэтому должна быть знакома с требованиями, предъявляемыми законом к подписным листам.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей М.Н.А., А.Ю.А., Б.Н.В., исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.5,8 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы должны изготавливаться за счёт средств соответствующего избирательного фонда. Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.
В соответствии с п.п.7,8,10,11 ст.29 Закона Липецкой области от 02.06.2006 г. № 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» подписные листы изготавливаются при самовыдвижении кандидата по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются наименование выборов с обозначением муниципального образования, в котором они проводятся, фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, инициатор выдвижения кандидата.
При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а подписи кандидата и сборщика подписей ставятся на оборотной стороне подписного листа.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату её внесения.
Таким образом, по смыслу действующего избирательного законодательства обязанность по надлежащему оформлению подписных листов и представлению их в соответствующую избирательную комиссию для регистрации возлагается на кандидата как на лицо, претендующее на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе местного самоуправления.
Согласно ст.30 Закона от 02.06.2006 г. № 299-ОЗ регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 26, частях 9 и 10 статьи 28 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата документов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (п.1).
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 26, частями 9 и 10 статьи 28 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (п.п.1.1).
Для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку его выдвижения подписей избирателей не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени в избирательную комиссию муниципального образования должны быть представлены следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования;
3) сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате в соответствии с частями 2-4 статьи 26, частью 10 статьи 28 настоящего Закона;
4) первый финансовый отчёт кандидата (п.2).
Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах (п.6).
Недействительными считаются:
- все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата либо если эта подпись недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;
- все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями 2 и 3 к настоящему Закону (п.п.7,11 п.12).
Избирательная комиссия муниципального образования в течение десяти дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (п.21).
Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п.п.3 п.24).
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области от 21.12.2010 года № 8/35 назначены выборы главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовета на 13 марта 2011 года.
Постановлением избирательной комиссии сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района от 28.12.2010 г. № 22/81 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы сельского поселения, - 36 подписей, а также определено количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатом, которое может превышать необходимое число подписей не более чем на 4 подписи.
Для приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовета, избирательной комиссией 04.01.2011 года создана рабочая группа.
5 января 2011 года Ремизова И.Г. заявила о согласии баллотироваться на должность главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовета посредством самовыдвижения.
Согласно объяснениям Ремизовой И.Г. бланки подписных листов были выданы ей избирательной комиссией сельского поселения <данные изъяты> сельсовета по ее просьбе. Сбор подписей избирателей осуществлялся заявительницей лично, и 19.01.2011 года подписные листы вместе с другими необходимыми для регистрации кандидата документами были сданы в избирательную комиссию. О дате, времени и месте проверки подписных листов Ремизова И.Г. была извещена 25.01.2011 года, что подтверждается соответствующим извещением (дата проверки определена на 28.01.2011 года).
ДД.ММ.ГГГГ при проверке подписных листов, представленных Ремизовой И.Г., все подписи избирателей (в количестве 40 штук) были признаны недействительными на основании п.7 ч.12 ст.30 закона <адрес> «О выборах глав муниципальных образований в <адрес>», что подтверждается итоговым протоколом.
Постановлением избирательной комиссии сельского поселения <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № № Ремизовой И.Г. отказано в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области в связи с отсутствием среди документов, представленных Ремизовой И.Г., документов, необходимых для регистрации.
Изучение представленных копий подписных листов с подписями избирателей показало, что первый подписной лист содержит сведения о наименовании выборов и сведения о кандидате в соответствии с п.8 ст.29 закона Липецкой области № 299-ОЗ, но он не удостоверен лицом, собиравшим подписи, в соответствии с требованиями п.11 ст.29 данного Закона; пятый лист собственноручно удостоверен лицом, собиравшим подписи, но не содержит сведений о наименовании выборов и сведений о кандидате; во втором, третьем и четвёртом листах отсутствуют как сведения о наименовании выборов и о кандидате, так и о лице, собиравшем подписи, и его собственноручная подпись. Данные обстоятельства свидетельствуют о допущенном нарушении указанного выше Закона при заполнении подписных листов.
Доводы заявительницы о том, что бланки подписных листов были выданы ей избирательной комиссией, что ввело её в заблуждение относительно правильности их заполнения, а также ссылка на отсутствие необходимых разъяснений со стороны избирательной комиссии по поводу заполнения подписного листа, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку форма подписного листа и порядок его заполнения прямо предусмотрены Законом от 02.06.2006 г. № 299-ОЗ. Обязанность по надлежащему оформлению подписных листов, равно как и обязанность по их изготовлению Законом возложена на кандидата, но никак не на избирательную комиссию. Более того, заявительница не в первый раз принимает участие в избирательной кампании, поэтому утверждение о введении её в заблуждение избирательной комиссией является несостоятельным.
Нарушение установленного Законом Липецкой области порядка оформления подписного листа и отсутствие в рассматриваемом случае подписи Ремизовой И.Г. как лица, собиравшего подписи избирателей, безусловно, является основанием для признания всех подписей в таких подписных листах недействительными в силу положения п.7 ст.30 Закона Липецкой области.
В связи с этим, обжалуемое заявительницей постановление избирательной комиссии сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района следует признать законным и обоснованным.
Довод Ремизовой И.Г. о нарушении избирательной комиссией положений п.п.1.1 п.1 ст.30 Закона № 299-ОЗ, не предупредившей её о неправильности оформления подписных листов не менее чем за 3 дня до заседания комиссии, основан на ошибочном толковании избирательного законодательства, поскольку законом не предусмотрена возможность внесения уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Ремизовой И.Г. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.260-261,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Ремизовой И.Г. об отмене постановления избирательной комиссии сельского поселения <данные изъяты> сельского совета Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения <данные изъяты> сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: Пирогова М.В.
Мотивированное решение изготовлено 14.02.2011 года
Судья: Пирогова М.В.