О признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № №

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего Пироговой М.В.

при секретаре Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Дудиной Л.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Дудина Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Из искового заявления следует, что решением комиссии ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. При этом ей не были засчитаны в специальный стаж, дающий право на пенсию, периоды: с 06.10.1992 г. по 01.05.1993 г. - отпуск по уходу за ребенком, с 05.05.1999 г. по 08.06.1999 г. - курсы с отрывом от производства, с 01.11.1999 г. по 30.11.2000г. - работа в должности старшей медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ТМО.

Дудина Л.А. просит суд признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным, включить ей в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды: с 05.05.1999 г. по 08.06.1999 г. - курсы с отрывом от производства, с 01.11.1999 г. по 30.11.2000г. - работу в должности старшей медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ТМО, и обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 17.09.2010 г.

В обоснование иска истица указала, что в период курсов с отрывом от производства за ней сохранялась заработная плата, а предметом деятельности ТМО являлась лечебно-профилактическая работа и охрана здоровья населения; целями и задачами структурных подразделений ТМО являлась работа по охране здоровья населения.

В судебном заседании Дудина Л.А. дополнила иск требованием о включении в льготный стаж периода отпуска по уходу за ребенком с 06.10.1992 г. по 01.05.1993 г., ссылаясь на доводы, изложенные в иске; понесенные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей просила не взыскивать с ответчика.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Усманском районе Липецкой области, действующая на основании доверенности Коробкина Л.А., исковые требования не признала и объяснила, что Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., не предусмотрено включение в льготный стаж курсов повышения квалификации и отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет после 06.10.1992 года. Территориально-медицинские объединения не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, поэтому просила в иске отказать.

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 3 указанной выше статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29 октября 2002 г., в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).

Согласно указанию, содержащемуся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Из материалов дела следует, что Дудиной Л.А. не засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды: с 06.10.1992 г. по 01.05.1993 г. - отпуск по уходу за ребенком, с 05.05.1999 г. по 08.06.1999 г. - курсы с отрывом от производства, с 01.11.1999 г. по 30.11.2000г. - работа в должности старшей медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ТМО; установлен специальный стаж - 28 лет 1 месяц 17 дней, что подтверждается протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья в связи с отсутствием необходимого льготного стажа на момент обращения.

Согласно трудовой книжке от 01.08.1986 года истица 01.08.1986 года была принята в <данные изъяты> центральную районную больницу медсестрой хирургического отделения, а затем с 05.02.1999 г. переведена на должность старшей медсестры указанного отделения больницы, где работает по настоящее время.

Судом установлено, что в период с 27.06.1991 года по 30.11.2000 года имело место переименование <данные изъяты> центральной районной больницы в <данные изъяты> территориальное медицинское объединение на основании решения № 261 от 27.06.1991 года администрации районного исполкома народных депутатов. Распоряжением главы администрации <данные изъяты> района № 665 от 22.08.2000 года <данные изъяты> территориальное медицинское объединение вновь переименовано в Центральную районную больницу <данные изъяты> района Липецкой области.

Однако ответчик засчитал истице в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, период работы в <данные изъяты> территориально-медицинском объединении лишь с 27.06.1991 года по 31.10.1999 года и не включил время работы с 01.11.1999 года по 30.11.2000 года.

Суд не может согласиться с таким решением ответчика, поскольку п.6 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусмотрено включение работы в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений (ТМО).

Ранее условия включения периодов работы в ТМО регулировались постановлением Минтруда РФ от 14.05.2001 года № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст.81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» периодов работы в территориальных медицинских объединениях», согласно которому работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст.81 Закона.

Из материалов дела следует, что районная больница входила в состав <данные изъяты> территориального медицинского объединения.

При данных обстоятельствах, суд считает необходимым включить истице в специальный стаж период работы в хирургическом отделении больницы <данные изъяты> ТМО с 01.11.1999 г. по 30.11.2000 г. (1 год 1 месяц).

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Должностной инструкцией старшей медицинской сестры хирургического отделения МУЗ ЦРБ <данные изъяты> района Липецкой области предусмотрена обязанность систематически повышать свою квалификацию.

Из имеющихся в материалах дела удостоверения о прохождении повышения квалификации, карточек - справок о заработной плате за май, июнь 1999 г. следует, что в период с 05.05.1999 г. по 08.06.1999 г. (1 месяц 4 дня) истица находилась на курсах повышения квалификации, которые были непосредственно связаны с осуществлением профессиональной деятельности; в данный период за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая, что курсы повышения квалификации являются элементом работы истицы, истица направлялась на курсы по приказу работодателя, в период курсов за ней сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, суд считает необходимым включить периодов курсов с 05.05.1999 г. по 08.06.1999 г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Во время работы в <данные изъяты> центральной районной больнице истице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 27.01.1992 г. по 01.06.1993 года, фактически данный отпуск прекращен 01.05.1993 года, что подтверждается справкой МУЗ ЦРБ <данные изъяты> района от 17.09.2010 года, личной карточкой работника и карточкой-справкой по заработной плате за 1992 год.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-I от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Поскольку на момент предоставления истице отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет (на 27.01.1992 года) действовало положение, предусматривающее возможность включения такого периода в стаж на льготных основаниях, и, несмотря на то, что окончание отпуска пришлось на момент действия нового законодательства, суд приходит к выводу о возможности включения в специальный стаж при досрочном назначении пенсии по старости периода отпуска по уходу за ребенком в полном объеме с 06.10.1992 г. по 01.05.1993 г. (6 мес.26 дн.). Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, что выражалось бы в отмене льгот и гарантий, установленных ранее действующим законодательством.

Согласно ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее возникновения права на нее.

Как следует из материалов дела, Дудина Л.А. обратилась с заявлением о назначении пенсии 17.09.2010 года.

В общей сложности, специальный стаж истицы с учетом удовлетворенных требований на день обращения с заявлением о назначении пенсии составил 29 лет 10 мес. 17 дней: 28.01.17 (по протоколу) + 00.01.04 (курсы) + 01.01.00 (ТМО) + 00.06.26 (уход за ребенком) = 29.10.17.

Таким образом, на момент обращения с заявлением об установлении пенсии истица не имела необходимого для назначения пенсии специального стажа работы (30 лет), следовательно, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области обоснованно отказало истице в назначении пенсии.

Однако пенсионный орган устанавливает наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию им решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

Между тем, согласно справке МУЗ ЦРБ <адрес> от 10.02.2011 года, Дудина Л.А. продолжает работать в должности старшей медсестры хирургического отделения лечебного учреждения по настоящее время; данные должность и учреждение предусмотрены указанным выше Списком, работа в которых подлежит включению в специальный стаж в календарном порядке, и по состоянию на 31.10.2010 года истица приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на такую пенсию, т.е. с 31.10.2010 г.

Судебные расходы, понесенные истицей в связи с рассмотрением настоящего дела, суд, по просьбе истца, полагает возможным с ответчика не взыскивать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дудиной Л.А. удовлетворить частично:

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области включить Дудиной Л.А. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», следующие периоды:

с 01.11.1999 г. по 30.11.2000 г. - работа в должности старшей медсестры хирургического отделения <данные изъяты> ТМО,

с 05.05.1999 г. по 08.06.1999 г. - курсы повышения квалификации с отрывом от производства,

с 06.10.1992 г. по 01.05.1993 г. - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области назначить Дудиной Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 31.10.2010 года.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200