О возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов



Дело №г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Путилина Н.М.

при секретаре Шестаковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения и возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения и возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Из искового заявления следует, что на территории сельского поселения Никольского сельского Совета на земельном участке сельскохозяйственного назначения (номер кадастрового квартала 48:16:111 02 01) на расстоянии 1 500 м. от с. Никольское Усманского района Липецкой области и в 50 м. на восток от автодороги «Усмань - Липецк» допущен сброс твердых бытовых отходов (строительного мусора, отходов бумаги, использованных полиэтиленовых мешков, остатков полиэтиленовой пленки, пластиковых бутылок, битого стекла) на почву на площади 0,5 га.

Данное нарушение привело к захламлению вышеуказанного земельного участка, что исключает возможность его использования для сельскохозяйственного производства.

С учетом изложенного, Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов на указанном земельном участке, а также обязать организовать сбор и вывоз отмеченных отходов на специально отведенное место.

В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, извещенный надлежащим образом о времени судебного заседания, не явился, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковое заявление поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области по доверенности Долматова Л.М. в судебном заседании не признала заявленные исковые требования, пояснив, что земельный участок площадью 0,5 га. (номер кадастрового квартала 48:16:111 02 01), расположенный на расстоянии 1 500 м. от с. Никольское Усманского района Липецкой области и в 50 м. на восток от автодороги «Усмань - Липецк» на основании решения сессии Совета депутатов сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области был выделен для временного размещения твердых бытовых отходов, все необходимые разрешения и документы были оформлены надлежащим образом.

Представители третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области по доверенностям Драчев В.А. и Кондратов В.В. пояснили, что заявленные истцом исковые требования, обоснованы и подлежат удовлетворению. Доводы представителя ответчика о том, что указанный земельный участок отведен для временного размещения твердых бытовых отходов не обоснованы. Решение об отведении места для временного размещения твердых бытовых отходов согласно ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.18 ст.11 «Устава сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области», к вопросам местного значения сельского поселения, решаемым органами местного самоуправления, относится вопрос организации сброса и вывоза бытовых отходов и мусора.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что администрацией сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

В судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения Никольского сельского Совета, на земельном участке сельскохозяйственного назначения (номер кадастрового квартала 48:16:111 02 01), находящимся на расстоянии 1 500 м. от с. Никольское Усманского района Липецкой области и в 50 м. на восток от автодороги «Усмань - Липецк» допущен сброс твердых бытовых отходов (строительного мусора, отходов бумаги, использованных полиэтиленовых мешков, остатков полиэтиленовой пленки, пластиковых бутылок, битого стекла) на почву на площади 0,5 га.

Данные факты подтверждаются актом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области за №, Протоколом об административном правонарушении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области за № от ДД.ММ.ГГГГ года, Постановлением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ года, Предписанием Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года об устранении нарушения земельного законодательства.

Доводы представителя ответчика администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, а также представленные им доказательства (акт согласования выбора земельного участка без даты и номера, решение сессии Совета депутатов сельского поселения Никольского сельского Совета от ДД.ММ.ГГГГ года № заключение № акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, справка от ДД.ММ.ГГГГ) суд считает необоснованными и полагает, что ответчиком не представлены доказательства, что земельный участок (номер кадастрового квартала 48:16:111 0201) площадью 0,5 га, расположенный в границах сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, на расстоянии 1 500 м. от с. Никольское Усманского района Липецкой области и в 50 м. на восток от автодороги «Усмань - Липецк» был выделен для временного размещения твердых бытовых отходов на законных основаниях.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ответу на запрос Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области от 22 октября 2010 года, копия которого имеется в материалах дела земельный участок (номер кадастрового квартала48:16:111 02 01), расположенный на территории администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района в 1 500 м. от с. Никольское Усманского района Липецкой области и в 50 м. на восток от автодороги «Усмань - Липецк» относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.

В соответствии со справкой, выданной администрацией сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области от 04 октября 2010 года вышеуказанный земельный участок относится к землям сельхозназначения.

В силу ст. ст. 42, 78 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей

В связи, с чем неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и приводит к захламлению вышеуказанного земельного участка.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, обязание администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

При таких обстоятельствах иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения и возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области удовлетворить.

Признать противоправным бездействие администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сбора и складирования отходов производства и потребления (строительного мусора, отходов бумаги, использованных полиэтиленовых мешков, остатков полиэтиленовой пленки, пластиковых бутылок, битого стекла) на земельном участке сельскохозяйственного назначения (номер кадастрового квартала 48:16:111 0201) площадью 0,5 га. в границах сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, на расстоянии 1 500 м. от с. Никольское Усманского района Липецкой области и в 50 м. на восток от автодороги «Усмань - Липецк».

Обязать администрацию сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области организовать сбор и вывоз бытовых отходов (строительного мусора, отходов бумаги, использованных полиэтиленовых мешков, остатков полиэтиленовой пленки, пластиковых бутылок, битого стекла), размещенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения (номер кадастрового квартала 48:16:111 0201) площадью 0,5 га в границах сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, на расстоянии 1 500 м. от с. Никольское Усманского района Липецкой области и в 50 м. на восток от автодороги «Усмань - Липецк, на специально отведенное место.

Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий Путилин Н.М.