О понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности



Дело № №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 февраля 2011 года город Усмань Липецкой области

Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Пироговой М.В.

при секретаре Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета», Администрации сельского поселения Крутч-Байгорского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению культуры «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета», Администрации сельского поселения Крутч-Байгорского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности.

Из искового заявления следует, что при проведении проверки ОНД по Усманскому району УГПН Липецкой области МЧС России в здании МУК «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета»» были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (таблица №1 п. 9 НПБ 110-03); не произведена огнезащитная обработка деревоконструкций сценической коробки (п. 150 ППБ 01-03); распорядительным документом не определен противопожарный режим (п.15 ППБ 01-03); не разработан план эвакуации людей на случай пожара (п.16 ППБ 01-03); двери эвакуационных выходов из зрительного зала наглухо забиты (п.52 ППБ 01-03); в здании эксплуатируются открытые электрораспределительные коробки без крышек, открытые электросветильники без защитных колпаков (п.60 ППБ 01-03); в помещении аппаратной используется временный участок электросети(п.60 ППБ 01-03); не организовано обучение персонала по пожарно-техническому минимуму (п.15 ППБ 01-03).

В соответствии с Уставом МУК «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета» подведомственен Администрации сельского поселения Крутч-Байгорского сельсовета, которая является его учредителем и выделяет ему бюджетные ассигнования на выполнение социально-творческого заказа органов культуры, капитальный ремонт, реставрацию здания и ремонт помещений, приобретение оборудования.

Поскольку несоблюдение Правил пожарной безопасности создает потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, а выявленные нарушения могут явиться причинами возможных пожаров и повлечь необратимые последствия, прокурор просит суд обязать МУК «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета» устранить отмеченные нарушения, а именно: в здании досугового центра установить автоматическую пожарную сигнализацию; разместить в здании Центра план эвакуации людей на случай пожара; эксплуатацию участков электросети привести в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности; электрораспредкоробки привести в техническое состояние в соответствии с требованиями пожарной безопасности; обеспечить электросветильники плафонами закрытого типа; разблокировать двери на путях эвакуации из зрительного зала Центра; произвести огнезащитную обработку деревоконструкций сценической коробки; принять и утвердить распорядительный документ по противопожарному режиму; организовать обучение персонала досугового центра минимуму правил пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Усманского района Черных С.Н. исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.

Представители ответчиков Муниципального учреждения культуры «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета», Администрации сельского поселения Крутч-Байгорского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области иск признали в полном объеме.

Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности по Усманскому району Управления государственного пожарного надзора Липецкой области МЧС России, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденным Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим,определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение (п.15 ППБ -01-03). В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (п.16 ППБ -01-03).Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (п.52 ППБ 01-03).

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.60 ППБ 01-03). Деревянные конструкции сценической коробки должны быть обработаны огнезащитными составами (п.150 ППБ 01-03).

В соответствии с Нормами Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС России № 315 от 18.06.2003 г., здания административно-бытового и общественного назначения подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией.

Из материалов дела следует, что Отделением надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области в отношении МУК «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета» была проведена проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. В ходе данной проверки было установлено, что в здании МУК «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета» отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (таблица №1 п. 9 НПБ 110-03); не произведена огнезащитная обработка деревоконструкций сценической коробки (п. 150 ППБ 01-03); распорядительным документом не определен противопожарный режим (п.15 ППБ 01-03); не разработан план эвакуации людей на случай пожара (п.16 ППБ 01-03); двери эвакуационных выходов из зрительного зала наглухо забиты (п.52 ППБ 01-03); в здании эксплуатируются открытые электрораспределительные коробки без крышек, открытые электросветильники без защитных колпаков (п.60 ППБ 01-03); в помещении аппаратной используется временный участок электросети (п.60 ППБ 01-03); не организовано обучение персонала по пожарно-техническому минимуму (п.15 ППБ 01-03).

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией Отделения надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области № 51 от 18.01.2011 года и не оспаривались ответчиками.

Отнесение указанных мероприятий к первичным мерам пожарной безопасности обусловлено нормой ч.1 ФЗ от 21.12.1994г. N 69-ФЗ " О пожарной безопасности" с изменениями к нему, которая среди основных понятий данного закона содержит и определение первичных мер пожарной безопасности как реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.

Согласно ст. 37 вышеуказанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования по обеспечению пожарной безопасности.

Нарушения Правил пожарной безопасности, указанные в иске, ущемляют права и законные интересы граждан и в случае возникновения пожара могут привести к угрозе его быстрого распространения и неустранимым последствиям.

Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно уставу МУК «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета» является подведомственным учреждением Администрации сельского поселения Крутч-Байгорского сельсовета Усманского района Липецкой области. Здание МУК «Досуговый центр» и материальные ценности находятся на балансе администрации сельского поселения. Учреждению выделяются бюджетные ассигнования на капитальный ремонт, реставрацию здания и ремонт помещений, приобретение оборудования.

Согласно объяснениям представителей ответчиков причиной допущенных нарушений Правил пожарной безопасности является отсутствие денежных средств. Однако отсутствие достаточного финансирования не освобождает ответчиков от обязанности по соблюдению Правил пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Учитывая изложенное и принимая во внимание признание иска ответчиками, суд считает необходимым обязать МУК «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета» за счет собственных денежных средств, предназначенных на данные цели, а при их недостаточности, за счет средств бюджета Администрации сельского поселения Крутч-Байгорского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, в здании Центра установить автоматическую пожарную сигнализацию, разработать и на видном месте вывесить план эвакуации людей в случае пожара; эксплуатацию участков электросети привести в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности; электрораспредкоробки привести в техническое состояние в соответствии с требованиями пожарной безопасности; обеспечить электросветильники плафонами закрытого типа; разблокировать двери на путях эвакуации из зрительного зала Центра; произвести огнезащитную обработку деревоконструкций сценической коробки; принять и утвердить распорядительный документ по противопожарному режиму; организовать обучение персонала Центра по пожарно-техническому минимуму.

В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:

Обязать Муниципальное учреждение культуры «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета» за счет собственных денежных средств, предназначенных на данные цели, а при их недостаточности, за счет средств бюджета администрации сельского поселения Крутч-Байгорского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, в здании учреждения:

- установить автоматическую пожарную сигнализацию;

- установить в доступном для всеобщего обозрения месте план эвакуации людей на случай пожара;

- эксплуатацию участков электросети привести в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности;

- электрораспределительные коробки привести в техническое состояние в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности;

- обеспечить электросветильники плафонами закрытого типа;

- разблокировать двери на путях эвакуации из зрительного зала;

- произвести огнезащитную обработку деревоконструкций сценической коробки; - принять и утвердить распорядительный документ по противопожарному режиму;

- организовать обучение персонала Муниципального учреждения культуры «Досуговый центр администрации Крутч-Байгорского сельсовета» по пожарно-техническому минимуму.

Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова М.В. Пирогова