Дело №№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ7 февраля 2011 года г. Усмань
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Пироговой М.В.,
при секретаре Ждановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани дело по иску Борзуновой О.Л. к Бюджетному муниципальному учреждению по бухгалтерскому обслуживанию образовательных учреждений г. Усмани, Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение фонда социального страхования, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» о признании решений от 13.12.2010 года и от 06.12.2010 года незаконными, обязывании произвести выплату детских пособий за период с ноября 2010 года по январь 2011 года,
У С Т А Н О В И Л:
Борзунова О.Л. обратилась в суд с иском к Бюджетному муниципальному учреждению по бухгалтерскому обслуживанию образовательных учреждений г. Усмани, Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение фонда социального страхования о признании решений от 13.12.2010 года и от 06.12.2010 года незаконными, обязывании продолжить выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
В обоснование иска Борзунова О.Л. указала, что является приемным родителем Т.М.В., <данные изъяты> года рождения. Бюджетное муниципальное учреждение по бухгалтерскому обслуживанию образовательных учреждений г. Усмани (далее БМУ БООУ г. Усмани) назначило ей ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Однако, согласно письму БМУ БООУ г. Усмани от 13.12.2010 г. № 91 и письму ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 06.12.2010 г. № 89, выплата ежемесячного пособия ей была прекращена с ноября 2010 года; ей было предложено внести в кассу учреждения <данные изъяты> руб. Истица не согласна с указанным решением, поскольку приемный родитель - это одна из форм опеки, поэтому она имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н.
Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка».
В судебном заседании истица уточнила заявленные требования и просила суд признать решение БМУ БООУ г. Усмани от 13.12.2010 года № 91 и решение ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 06.12.2010 г. незаконными, обязать БМУ БООУ г. Усмани выплатить ей денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. с октября 2010 года по январь 2011 года. В обоснование иска Борзунова О.Л. объяснила, что в декабре 2009 года она оформила опеку над несовершеннолетней Т.М.В., в связи с чем по месту работы (МДОУ «ЦРР - детский сад «Сказка») ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и назначено ежемесячное пособие. 1 апреля 2010 года с нею был заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. В октябре 2010 года была прекращена выплата пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме <данные изъяты> руб., о чем ей было сообщено устно, а затем, в декабре 2010 года - письменно. Считает, что приемный родитель также имеет право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а действия ответчиков по прекращению выплат являются незаконными.
Представитель ответчика БМУ БООУ г. Усмани, по доверенности Шишкина И.В., иск не признала, объяснив, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет осуществляется за счет средств фонда социального страхования по месту основной работы - МДОУ «ЦРР - детский сад «Сказка». БМУ БООУ г. Усмани осуществляет выплату указанного пособия Борзуновой О.Л. на основании договора на бухгалтерское обслуживание. О том, что приемный родитель не имеет право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, им стало известно из письма ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 06.12.2010 года.
Представитель ответчика ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие; против удовлетворения иска возражал, т.к. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 года № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» не предусмотрена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком приемным родителям при передаче ребенка в приемную семью.
Представитель ответчика Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка», заведующая детским садом Глушкова Т.С., иск не признала, приведя в обоснование аналогичные доводы.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что приказом МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» от 16.12.2009 года истице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет за опекаемой Т.М.В., <данные изъяты> года рождения, с 17.12.2009 г. по 10.01.2011 г.
Согласно договору от 22.02.2006 г. БМУ БООУ г. Усмани осуществляет бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка».
Постановлением главы администрации Усманского района Липецкой области от 30.03.2010 года № 284 Борзунов С.В. и Борзунова О.Л. назначены опекунами несовершеннолетней Т.М.В. на возмездных условиях с 01.04.2010 г., с выплатой последней ежемесячной оплаты труда приемного родителя и ежемесячной дополнительной оплаты труда приемных родителей до достижения приемным ребенком 3-х летнего возраста. На основании данного постановления органом опеки и попечительства с Борзуновой О.Л. и Борзуновым С.В. 01.04.2010 г. заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Согласно письму БМУ БООУ г. Усмани от 13.12.2010 г. № 91 с 01.10.2010 года Борзуновой О.Л. прекращена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на основании письма № 89 от 06.12.2010 г. ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Государство гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (с последующими изменениями) установлено ежемесячное пособие по уходу за ребенком, которое выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (статьи 3,14).
В соответствии со ст.13 названного Федерального закона право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:
- матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
- матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
- матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком);
- другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Приемные родители не включены законодателем в круг лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Указанный Федеральный закон предусматривает выплату приемным родителям лишь единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание, о чем прямо указано в статье 12.1.
Согласно п.59 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей", матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, получают ежемесячное пособие по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Довод истицы о том, что приемные родители в соответствии с федеральным законодательством осуществляют права и исполняют обязанности опекуна, вследствие чего они имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, суд считает необоснованным.
Так, согласно абзацу первому пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса РФ опека (попечительство) и приемная семья являются различными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных статьей 16 данного Федерального закона, а также Семейным кодексом РФ (часть 1 статьи 16); подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки (часть 1 статьи 31).
Приемной семьей в соответствии с Семейным кодексом РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы об опеке и попечительстве данного Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (статья 152).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ).
Таким образом, в отличие от опекунов, исполняющих обязанности по опеке, как правило, безвозмездно, приемные родители исполняют обязанности по договору за вознаграждение.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено полное государственное обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости (статья 1).
Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 установлено, что на содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми (пункты 29, 32, 35).
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций.
Таким образом, законодательством установлен различный правовой статус приемных родителей и опекунов и разные виды государственной поддержки для опекунов, выполняющих обязанности по опеке безвозмездно и для приемных родителей.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии у Борзуновой О.Л. как приемного родителя права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, а, следовательно, и оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Борзуновой О.Л. к Бюджетному муниципальному учреждению по бухгалтерскому обслуживанию образовательных учреждений г. Усмани, Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение фонда социального страхования, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» о признании решений от 13.12.2010 года и от 06.12.2010 года незаконными, обязывании произвести выплату детских пособий за период с октября 2010 года по январь 2011 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: Пирогова М.В.
Мотивированное решение изготовлено 10.02.2011 года
Судья: М.В. Пирогова