Дело № №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011 года город Усмань Липецкой области
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Пироговой М.В.
при секретаре Ждановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «Досуговый центр администрации Дмитриевского сельсовета», Администрации сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению культуры «Досуговый центр администрации Дмитриевского сельсовета», Администрации сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области о понуждении к принятию мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности.
Из искового заявления следует, что при проведении проверки ОНД по Усманскому району УГПН Липецкой области МЧС России в здании МУК «Досуговый центр администрации Дмитриевского сельсовета» были выявлены нарушения Правил и требований пожарной безопасности, а именно: автоматическая пожарная сигнализация в здании Центра находится в неисправном состоянии (п. 98 ППБ-01-03); отсутствует план эвакуации людей на случай пожара (п. 16 ППБ-01-03); электросветильники не обеспечены плафонами закрытого типа, электрораспредкоробки открыты (п. 60 ППБ-01-03); огнетушители не имеют паспортов по установленной форме, им не присвоены порядковые номера (п.п. 15,16,17 Приложения № 3 к ППБ-01-03).
Согласно Уставу МУК «Досуговый центр» является некоммерческой организацией, учредителем которой является Администрация сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского района. На выполнение капитального ремонта, реставрацию здания, ремонт помещений и приобретение оборудования выделяются бюджетные ассигнования. Поскольку несоблюдение Правил пожарной безопасности создает потенциальную опасность для жизни, здоровья граждан, а выявленные нарушения могут явиться причинами возможных пожаров и повлечь необратимые последствия, прокурор просит суд обязать МУК «Досуговый центр администрации Дмитриевского сельсовета» автоматическую пожарную сигнализацию в здании центра привести в состояние готовности; разработать и установить в доступном для всеобщего обозрения месте план эвакуации людей на случай пожара; осуществлять эксплуатацию светильников и электрораспредкоробок в соответствии с Правилами пожарной безопасности; на огнетушители оформить паспорта по установленной форме и присвоить им порядковые номера.
В судебном заседании представитель помощник прокурора Усманского района Черных С.Н. исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.
Представители ответчиков Муниципального учреждения культуры «Досуговый центр администрации Дмитриевского сельсовета», Администрации сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области иск признали в полном объеме.
Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности по Усманскому району Управления государственного пожарного надзора Липецкой области МЧС России, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденным Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (п.16 ППБ -01-03).
Согласно п.16 приложения № 3 к указанным Правилам каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.
В соответствии с Нормами Пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС России № 315 от 18.06.2003 г., здания административно-бытового и общественного назначения подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией.
Из материалов дела следует, что Отделением надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области в отношении МУК «Досуговый центр» администрации Дмитриевского сельсовета была проведена проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. В ходе данной проверки было установлено, что в здании досугового центра автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии ( п. 98 ППБ-01-03); отсутствует план эвакуации людей на случай пожара ( п. 16 ППБ-01-03); электросветильники не обеспечены плафонами закрытого типа, электрораспредкоробки открыты ( п. 60 ППБ-01-03); огнетушители не имеют паспортов по установленной форме, им не присвоены порядковые номера (п.п. 15,16,17 Приложения № 3 к ППБ-01-03).
Указанные обстоятельства подтверждаются информацией Отделения надзорной деятельности по Усманскому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области № 702 от 15.12.2010 года и не оспаривались ответчиками.
Отнесение данных мероприятий к первичным мерам пожарной безопасности обусловлено нормой ч.1 ФЗ от 21.12.1994г. N 69-ФЗ " О пожарной безопасности" с изменениями к нему, которая среди основных понятий данного закона содержит и определение первичных мер пожарной безопасности как реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Согласно ст. 37 вышеуказанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования по обеспечению пожарной безопасности.
Нарушения Правил пожарной безопасности, указанные в иске, ущемляют права и законные интересы граждан и в случае возникновения пожара могут привести к угрозе его быстрого распространения и неустранимым последствиям.
Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно уставу МУК «Досуговый центр администрации Дмитриевского сельсовета» является подведомственным учреждением Администрации сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области. Здание МУК «Досуговый центр» и материальные ценности находятся на балансе администрации сельского поселения. Учреждению выделяются бюджетные ассигнования на капитальный ремонт, реставрацию здания и ремонт помещений, приобретение оборудования.
Согласно объяснениям представителей ответчиков причиной допущенных нарушений Правил пожарной безопасности является отсутствие денежных средств. Однако отсутствие достаточного финансирования не освобождает ответчиков от обязанности по соблюдению Правил пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать МУК «Досуговый центр администрации Дмитриевского сельсовета» за счет собственных денежных средств, предназначенных на данные цели, а при их недостаточности, за счет средств бюджета Администрации сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, автоматическую пожарную сигнализацию в здании центра привести в состояние готовности; разработать и установить в доступном для всеобщего обозрения месте план эвакуации людей на случай пожара; осуществлять эксплуатацию светильников и электрораспредкоробок в соответствии с Правилами пожарной безопасности; на огнетушители оформить паспорта по установленной форме и присвоить им порядковые номера.
В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:
Обязать Муниципальное учреждение культуры «Досуговый центр администрации Дмитриевского сельсовета» за счет собственных денежных средств, предназначенных на данные цели, а при их недостаточности, за счет средств бюджета Администрации сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, в здании учреждения:
- автоматическую пожарную сигнализацию привести в состояние готовности;
- разработать и установить в доступном для всеобщего обозрения месте план эвакуации людей на случай пожара;
- осуществлять эксплуатацию светильников и электрораспредкоробок в соответствии с Правилами пожарной безопасности;
- на огнетушители оформить паспорта по установленной форме и присвоить им порядковые номера.
Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через районный суд.
Председательствующий: М.В. Пирогова