Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2011 года г. Усмань
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Пироговой М.В.
при секретаре Ждановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по заявлению Сахарчука С.Я. о признании незаконным действия Администрации города Усмани Липецкой области по выдаче справки о составе семьи с указанием недостоверных сведений, обязывании Администрации города Усмани Липецкой области выдать справку о составе семьи с указанием одного человека,
УСТАНОВИЛ:
Сахарчук С.Я. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия Администрации города Усмани Липецкой области, обязывании выдать справку о составе семьи, содержащую достоверные сведения, ссылаясь на то, что 01.03.2011 года Администрацией г. Усмани ему была выдана справка о составе семьи, содержащая недостоверные сведения.
В судебном заседании Сахарчук С.Я. уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным действие Администрации города Усмани по выдаче справки о составе семьи с указанием недостоверных сведений, обязать Администрацию города Усмани выдать ему справку о составе семьи с указанием одного человека, т.е. его одного.
В обоснование заявленного требования Сахарчук С.Я. объяснил, что в письме Администрации Усманского района ему было разъяснено право на получение государственной социальной помощи как одинокому гражданину. 01.03.2011 года ему был выдан список документов, необходимых для получения указанной помощи, среди которых была справка о составе семьи. Для этого он обратился в МФЦ г. Усмани в окошко «Администрация» с просьбой выдать ем справку о составе семьи, представив свой паспорт. Ему выдали справку с указанием граждан - его биологических родственников, с которыми он уже около 8 лет не проживает и не ведет совместного хозяйства, кроме того, состоит с ними в конфликте. Первоначально он был вселен в дом по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи, но в последствии отношения с родственниками были испорчены. Указание данных граждан членами его семьи препятствует ему оформить государственную социальную помощь в Комитете по социальной защите населения как одинокому гражданину. Он сообщил Администрации г. Усмани о том, что он является одиноким гражданином, однако, несмотря на это ему была выдана справка, содержащая недостоверные сведения. С целью проверки сообщенной им информации Администрация могла создать комиссию и проверить ее с выходом на место.
Представитель Администрации г. Усмани Липецкой области по доверенности Пешехонова Е.С. возражала против удовлетворения заявленного требования и объяснила, что справка о составе семьи, содержание которой оспаривается заявителем, была выдана ему на основании его устного обращения и является подтверждающим документом. Основанием выдачи такой справки является домовая книга, а в случае если ранее собственник жилого помещения обращался за получением такой справки, то информация, содержащаяся в базе данных электронного носителя. В данном случае информация о составе семьи собственника жилого помещения уже имелась в базе данных компьютера, поэтому заявителю была выдана справка без представления домовой книги. Согласно Приказу ФМС от 20.09.2007 г. № 208 в домовой книге отражается собственник (наниматель) жилого помещения и иные члены семьи собственника (нанимателя), которые зарегистрированы в домовладении как члены семьи и ведут общее хозяйство. При выдаче справок о составе семьи Администрация не обязана проверять фактическое проживание гражданина в жилом помещении и его отношения с другими зарегистрированными в нем гражданами. Если гражданин не был вселен в качестве члена семьи, то им должен быть предоставлен договор коммерческого найма или иной договор. Поскольку заявитель был зарегистрирован в жилом помещении в качестве члена семьи, то Администрация не вправе выдать ему справку о составе семьи, указав в ней только его одного.
Суд, заслушав стороны и исследовав материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В силу ст. 8, 9 и 11 Гражданского кодекса РФ судебной защите подлежат только нарушенные гражданские права и законные интересы, которые имеются у обратившегося за защитой лица. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами. Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Из материалов дела следует, что 01.03.2011 года Администрацией г. Усмани Липецкой области заявителю была выдана справка о составе его семьи, согласно которой по месту жительства заявителя по адресу: <адрес>, проживают: С.О.Д. (его мама, собственник жилого помещения), Б.Л.Я. (его сестра, член семьи собственника), К.Е.Г. (его племянница, член семьи собственника), Б.Ю.Г. (его племянник, член семьи собственника); заявитель указан в качестве члена семьи собственника жилого помещения.
Заявитель считает, что указание данных граждан (его родственников) в составе его семьи нарушает его право на получение государственной социальной помощи как одиноко проживающему гражданину.
По мнению заявителя, Администрация города Усмани должна была выдать ему справку о составе семьи на основании его паспорта, в которой должен был указан только он один, поскольку он является одиноким гражданином, не женат и не имеет детей. В случае сомнений относительно сообщённых им сведений, Администрация могла создать комиссию и проверить их с выходом на место.
В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Пунктом 56 Приказа ФМС от 20.09.2007 г. № 208 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что сведения о регистрации граждан по месту жительства вносятся в домовую (поквартирную) книгу.
Судом установлено, что заявитель был вселен в жилое помещение по адресу: <адрес>, собственником данного жилого помещения в качестве члена семьи, а не на ином основании (по договору жилищного найма, по решению суда и т.п.). Заявитель состоит в родстве с собственником жилого помещения и другими зарегистрированными в нем гражданами, что не оспаривалось заявителем. С 07.06.1996 года и по настоящее время он зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу.
Согласно объяснениям представителя заинтересованного лица Администрации г. Усмани предоставлены полномочия по выдаче справок, подтверждающих факты, события, включая справки о составе семьи. Основанием выдачи таких справок является домовая книга, а в случае если ранее собственник жилого помещения обращался за получением такой справки, то информация, содержащаяся в базе данных электронного носителя.
Из материалов дела следует, что собственник <адрес> в <адрес> С.О.Д. ранее обращалась за получением справки о составе семьи, поэтому предоставление домовой книги от заявителя не требовалось.
Таким образом, Администрация г. Усмани при выдачи заявителю справки о составе семьи руководствовалась сведениями, полученными от собственника жилого помещения на основании домовой книги.
Довод заявителя о том, что на протяжении длительного времени (около 8 лет) он не проживает по указанному адресу в связи с семейным конфликтом по поводу наследства, не может быть принят во внимание судом. Проверка факта проживания гражданина по месту регистрации и ведения им совместного хозяйства с другими зарегистрированными в жилом помещении лицами, состоящими между собой в родстве (свойстве), не входит в обязанности органа местного самоуправления при выдаче справок о составе семьи. Сведения о своем фактическом месте жительства заявителем суду не сообщены.
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого действия Администрации г. Усмани по выдаче справки о составе семьи не соответствующим закону у суда не имеется.
Согласно ст.8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Согласно ст.2 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Таким образом, для назначения государственной социальной помощи гражданину необходимо обратиться с письменным заявлением в орган социальной защиты населения, указав в заявлении предусмотренные законом сведения, достоверность которых может быть проверена данным органом.
Однако заявитель, согласно его объяснениям, в орган социальной защиты населения за назначением социального пособия не обращался, следовательно, его довод о нарушении обжалуемым действием его права на государственную социальную помощь является преждевременным.
Кроме того, сама по себе справка о составе семьи, выданная Администрацией г. Усмани, не может препятствовать заявителю в реализации его прав и интересов, либо создавать препятствия к их осуществлению. В случае отказа органа социальной защиты населения в назначении заявителю социального пособия как одиноко проживающему гражданину, он вправе оспорить его в предусмотренном законом порядке.
В силу изложенного и руководствуясь ст.ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Сахарчука С.Я. о признании незаконным действия Администрации города Усмани по выдаче справки о составе семьи с указанием недостоверных сведений, обязывании Администрации города Усмани выдать справку о составе семьи с указанием одного человека отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: М.В. Пирогова
Мотивированное решение изготовлено 25.03.2011 года
Судья: М.В. Пирогова