Дело № год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 мая 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе
председательствующего Пироговой М.В.
при секретаре Ждановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Любарской Н.Н. к ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала незаконным, обязывании удовлетворить заявление о распоряжении частью средств материнского капитала в размере 50% на реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Любарская Н.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области, указывая, что 08.02.2011 года ею было подано заявление о направлении первоначального материнского капитала в размере 50% на сумму <данные изъяты>. на улучшение жилищных условий - реконструкцию индивидуального жилого дома, со всеми необходимыми для этого документами. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении ее заявления, поскольку в разрешении на строительство не указано о том, что реконструкция жилого дома производится путем строительства жилой пристройки. После этого она обратилась в Администрацию Усманского района с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство, указав вместо слов «на реконструкцию жилого дома с увеличением площади застройки» слова «строительство жилой пристройки». Однако в удовлетворении данного заявления ей было отказано, поскольку ни формой разрешения на строительство, ни инструкцией о порядке заполнения формы разрешения на строительство не предусмотрено указание в разрешении на то, что реконструкция жилого дома производится путем строительства жилой пристройки.
Поскольку ответчику были представлены все документы, необходимые для получения части средств материнского капитала, Любарская Н.Н. просит суд признать решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала незаконным и обязать ответчика направить часть средств материнского капитала в размере 50% на улучшение ее жилищных условий в форме реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Любарская Н.Н. уточнила исковые требования и просила суд признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ №, обязав ответчика удовлетворить ее заявление о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала в размере 50% на улучшение жилищных условий: на оплату реконструкции индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истица привела доводы, изложенные в иске, дополнительно объяснив, что собственником жилого дома является ее муж Л.В.Ю. Общая площадь жилого дома составляет 48 кв.м., поэтому они решили улучшить свои жилищные условия, построив к дому пристройку площадью 40 кв.м., состоящую из жилой комнаты, кухни и гаража. Строительство данной пристройки направлено на улучшение жилищных условий их семьи, поэтому она обратилась к ответчику с заявлением о направлении части средств материнского капитала на оплату реконструкции жилого дома. Просила удовлетворить иск в полном объеме и взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области по доверенности Коробкина Л.А. возражала против удовлетворения исковых требований и взыскания судебных расходов, объяснив, что истица представила разрешение на строительство, оформленное ненадлежащим образом, в котором указано о реконструкции жилого дома с увеличением площади застройки. Строка «краткие проектные характеристики» не была заполнена. Из содержания данного разрешения не усматривается, что средства материнского (семейного) капитала (далее МСК) будут использованы на улучшение жилищных условий истца. Законодатель связывает направление средств МСК не просто с реконструкцией, а с реконструкцией, в результате которой увеличивается общая площадь жилого помещения и действительно улучшаются жилищные условия. Первоначально в отношении Любарской Н.Н. было принято положительное решение, которое на основании рекомендаций ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области было отменено и принято новое - об отказе в удовлетворении заявления. Просила в иске отказать в полном объеме.
Третье лицо Любарский В.Ю. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, поддержав доводы Любарской Н.Н.
Представитель третьего лица Администрации Усманского района, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Допрошенная в качестве специалиста начальник отдела архитектуры и строительства администрации Усманского района Липецкой области К.И.А. пояснила, что внести изменения в разрешение на строительство, выданное Любарской Н.Н., невозможно. В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство гражданам не требуется представление проектной документации. В настоящее время стоимость проекта составляет <данные изъяты>, поэтому многие семьи зачастую не имеют таких средств. Для получения разрешения на строительство застройщик подает заявление, к которому прилагает правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. После этого проводится проверка представленных документов на их соответствие градостроительным нормам, красным линиям. На основании данных документов невозможно сделать вывод о том, увеличится ли общая площадь жилого помещения или нет. Только после проведения реконструкции и составления технического паспорта жилого помещения возможно определить его общую площадь.
Заслушав лиц, участвующих в деле, консультацию специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий.
Согласно п.2 ч.1 ст.10 названного Закона, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:
1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного срочного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;
2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);
3) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;
4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) (ч.1.1 ст.10 Федерального закона № 256-ФЗ)).
Аналогичный перечень документов содержат и Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 862.
Из материалов дела следует, что 20 марта 2008 года Любарской Н.Н. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (<данные изъяты>).
8 февраля 2011 года Любарская Н.Н. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области с заявлением о направлении части средств материнского (семейного) капитала в размере 50% на улучшение жилищных условий на оплату реконструкции индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.35-36).
Указанный жилой дом общей площадью 48,1 кв.м. принадлежит Л.В.Ю. (супругу истицы), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.05.2009 года (<данные изъяты>). 29 декабря 2010 г. Администрацией Усманского района Липецкой области ему было выдано разрешение на реконструкцию данного жилого дома с увеличением площади застройки (<данные изъяты>).
Помимо заявления Любарская Н.Н. представила ответчику документы, необходимые для распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, предусмотренные ч.1.1 ст.10 Федерального закона N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в том числе, разрешение на реконструкцию жилого дома.
Согласно объяснениям истицы реконструкция жилого дома будет произведена в форме строительства пристройки к дому, состоящей из жилой комнаты, кухни и гаража.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № Любарской Н.Н. в удовлетворении заявления о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала отказано в соответствии с п.2 ч.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ (л.д.60-62). Мотивы отказа в данном решении не приведены.
Из объяснений представителя ответчика следует, что основанием отказа Любарской Н.Н. в удовлетворении ее заявления послужило отсутствие в разрешении на реконструкцию жилого дома указания на строительство жилой пристройки. Имеющаяся в разрешении формулировка «реконструкция жилого дома с увеличением площади застройки» не позволяет сделать вывод о том, что в результате реконструкции жилого дома будут улучшены жилищные условия семьи.
Однако с решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № суд согласиться не может.
Согласно ч.ч.2,9,10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2).
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (ч.9).
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (ч.10).
Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 г. N 698.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что собственником жилого дома Любарским В.Ю. для получения разрешения на строительство были представлены документы, перечисленные в ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация на реконструкцию жилого дома не оформлялась.
Из консультации специалиста следует, что из перечисленных в ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ документов невозможно сделать вывод о параметрах реконструкции индивидуального жилого дома. Данные сведения можно получить лишь из проектной документации, предоставление которой в силу ч.3 ст.48 Градостроительного кодекса РФ при реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства не требуется. Форма разрешения на строительство является единой для граждан и юридических лиц. Указание в разрешении кратких проектных характеристик возможно только на основании проектной документации.
В письменных ответах Администрации Усманского района Липецкой области от 16.03.2011 г. (<данные изъяты>) и Управления строительства и архитектуры Липецкой области от 22.04.2011 г. (<данные изъяты>) содержатся доводы, аналогичные пояснениям специалиста.
Анализируя нормы Градостроительного кодекса РФ, указанные ответы и пояснения специалиста, суд приходит к выводу о соответствии разрешения на строительство, представленного истицей, требованиям закона.
Доводы представителя ответчика о ненадлежащем оформлении разрешения на строительство не могут быть приняты во внимание, поскольку указание в данном документе кратких проектных характеристик возможно лишь на основании проектной документации на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, понуждение к предоставлению которой противоречило бы нормам градостроительного законодательства.
Федеральный закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" также не содержат указание на необходимость предоставления с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:
1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка).
Данный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Любарской Н.Н. было реализовано право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий путем подачи соответствующего заявления с приложением всех необходимых для этого документов, предусмотренных Федеральным законом N 256-ФЗ и «Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий". Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось. Нарушений истицей установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в судебном заседании не установлено, поэтому ссылку на это в решении ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления Любарской Н.Н. нельзя признать обоснованной.
В соответствии с ч.1.2 ст.10 Федерального закона № 256-ФЗ часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Исходя из указанных выше положений градостроительного и жилищного законодательства, сам факт получения собственником объекта индивидуального жилищного строительства разрешения на строительство, в частности, на реконструкцию жилого дома с увеличением площади застройки, свидетельствует о направленности его действий на улучшение жилищных условий.
О том, насколько улучшатся жилищные условия семьи истицы, можно будет сделать вывод лишь по окончании работ по реконструкции жилого дома, на основании документа, выдаваемого уполномоченным органом по установленной форме. Доказательств, опровергающих доводы истицы о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Любарской Н.Н. в полном объеме.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.
Из материалов дела следует, что истицей при рассмотрении настоящего дела были понесены расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты> и расходы на оплату услуг по составлению искового заявления в сумме <данные изъяты>., что подтверждается соответствующими квитанциями (<данные изъяты>).
Поскольку иск ФИО1 удовлетворен, с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию понесенные ею судебные расходы в общей сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 98, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Любарской Н.Н. удовлетворить:
Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в удовлетворении заявления Любарской Н.Н. о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий - на оплату реконструкции индивидуального жилого дома.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области удовлетворить заявление Любарской Н.Н. о распоряжении частью средств материнского (семейного) капитала в размере 50% на улучшение жилищных условий - на оплату реконструкции индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области в пользу Любарской Н.Н. судебные расходы в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: М.В. ПироговаМотивированное решение изготовлено 6 мая 2011 года
Судья: М.В. Пирогова