Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Путилина Н.М.
с участием адвокатов Лопатиной Л.А.
при секретаре Шестаковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Пешехонова В.П. к администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области об обжаловании постановления об отказе в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Усманский районный суд с исковым заявлением, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалида Великой Отечественной Войны. Постановлением и.о. главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации в квартире № в доме № по <адрес>. Вышеуказанная квартира принадлежит дочери истца Пешехоновой Н.В., которая страдает психическим расстройством и состоит на учете у врача-психиатра. С учетом этого, совместное проживание с ней не представляется возможным, она выгнала истца из квартиры. И с ДД.ММ.ГГГГ он вынужден проживать у сына, отношения с семьей которого у него не сложились, надлежащих жилищных условий для проживания истец не имеет. В домовладении сына истец вселен как член семьи, в квартире № в доме № по <адрес>, принадлежащей его дочери он только зарегистрирован, не является членом ее семьи, не ведет общего хозяйства и семейного бюджета.
Просил суд признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением, обязать администрацию городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области поставить на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением как ветерана Великой Отечественной Войны с ДД.ММ.ГГГГ., предоставить жилое помещение за счет средств федерального бюджета.
В дальнейшем истец и его представитель дополнили исковые требования и просили:
- признать Пешехонова В.П. бывшим членом семьи собственника жилого помещения квартиры № 21 в д. № 7 по ул. Школьная города Усмани Липецкой области, принадлежащей Пешехоновой Н.В.;
- признать незаконным постановление и.о. главы администрации города Усмани от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях из числа ветеранов Великой Отечественной Войны.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дополнительные исковые требования были приняты к производству.
В судебном заседании представитель истца по ордеру адвокат Лопатина Л.А. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснив, что истец с ДД.ММ.ГГГГ не проживает по месту регистрации в квартире дочери, не ведет с ней общее хозяйство, не имеет общего бюджета. В настоящее время Пешехонов В.П. проживает в доме сына, дочь его не навещает. Просила признать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий по п.п. 1 п.1 ст. 51 ЖК РФ, как не являющегося членом семьи собственника жилого помещения.
Представитель ответчика администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области по доверенности Пешехонова Е.С. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснив, что у истца отсутствуют основания для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалида Великой Отечественной войны, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации.
Истец Пешехонов В.П., третье лицо Пешехонова Н.В., а также представители третьих лиц Управления социальной защиты населения Липецкой области и администрации Усманского района Липецкой области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
От истца Пешехонова В.П. в суд поступило заявление, в котором он указывает, что поддерживает заявленные исковые требования и просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя Лопатиной Л.А. Аналогичное заявление поступило и от третьего лица Пешехоновой Н.В., в нем она также просит рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с невозможностью явиться в суд из-за плохого состояния здоровья. Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения Липецкой области предоставил в суд отзыв на иск, в котором он возражает против удовлетворения исковых требований истца.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, огласив показания свидетелей, допрошенных ранее, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, согласно удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> номер <данные изъяты>, истец является инвалидом Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные действующим законодательством для инвалидов ВОВ.
Согласно военного билета, а также справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Военным комиссариатом по Усманскому району Липецкой области, Пешехонов В.П. служил в рядах Советской армии ДД.ММ.ГГГГ в Моршанском пулеметно-минометном училище, с ДД.ММ.ГГГГ в 525 стрелковом полку, с ДД.ММ.ГГГГ в 153 батальоне выздоравливающих, с ДД.ММ.ГГГГ в 937 стрелковом полку, с ДД.ММ.ГГГГ находился в эвакуационном госпитале.
Как следует из справок, истец зарегистрирован со своей дочерью Пешехоновой Н.В. в квартире № в доме № общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>. Собственником указанной квартиры является дочь истца Пешехонова Н.В., в квартире зарегистрированы <данные изъяты> человека, истец не имеет иного жилого помещения в г. Усмани на праве собственности, или по иным основаниям.
Согласно договору о передаче квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ администрация завода «Индикатор» в лице директора З.В.Д. передала вышеуказанную квартиру Пешехоновой Н.В., на состав семьи из двух человек: Пешехоновой Н.В. и ее отцу Пешехонову В.П.
Из представленной в судебное заседание справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУЗ ЦРБ Усманского района Липецкой области, следует, что Пешехонова Н.В., проживающая в квартире № в доме № по <адрес> тяжелыми формами хронических заболеваний, согласно перечня, утвержденного постановление правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 не страдает.
Собственником жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес> является сын истца П.В.В. Общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м., зарегистрированы в нем <данные изъяты> человека.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалиду Великой Отечественной войны. Постановлением и.о. главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года № истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации.
Президент РФ Указом от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., с последующими изменениями и дополнениями, постановил (п.1) «считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов участников Великой Отечественной войны, и имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах»».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», с последующими изменениями и дополнениями, к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе.
Согласно ст. 14 указанного Федерального закона, Инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
В соответствии со ст. 23.2 названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1).
Таким образом, истец имеет право на обеспечение жилым помещением как инвалид Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В силу ст.ст. 49,50,51 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст.ст. 52,55,56 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Суд полагает обоснованным и законным постановление и.о. главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по следующим основаниям:
В силу п. 4 Положения «О порядке использования муниципального жилищного фонда на территории г. Усмани», утвержденного решением Совета депутатов г. Усмани 17.07.2006г., учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях г. Усмани, составляет 13,5 кв.м. общей площади на человека.
Обеспеченность истца, как по месту регистрации (<данные изъяты>.), так и по месту фактического проживания в настоящее время (<данные изъяты>.) больше указанной выше учетной нормы. В связи с чем, обоснован вывод администрации г. Усмани об отказе истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации.
Довод истца и его представителя о том, что согласно решения Совета депутатов сельского поселения Пригородного сельсовета Усманского муниципального района, на территории которой находится жилой дом сына истца, учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 15 кв.м. общей площади на человека, в связи с чем, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, не может быть принята во внимание судом, так как, данная норма подлежит применению в случае обращения истца с заявлением в администрацию сельского поселения Пригородного сельсовета Усманского муниципального района.
Обоснован и довод представителя ответчика о том, что постановка на учет осуществляется исходя из регистрации гражданина по месту жительства.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002г. №23-О, регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями статей 17,19,27 и 40 Конституции Российской Федерации.
В связи с чем, довод истца и его представителя о том, что при рассмотрении вопроса о постановке истца на учет администрация должна была исходить из его жилищных условий не по месту регистрации, а по месту жительства истца, не может быть принят во внимание судом по указанным выше основаниям.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Суд расценивает действия истца по вселению в жилой дом сына с ДД.ММ.ГГГГ., как на это ссылается истец и его представитель в своем заявлении, подпадающими под действие ст. 53 ЖК РФ, пятилетний срок со дня их совершения не истек, в связи с чем, обжалуемое Постановление законно и по данному основанию.
В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ
«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями, действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно договору о передаче квартиры в собственность от 14 октября 1992 года администрация завода «Индикатор» в лице директора З.В.Д. передала квартиру № в доме № по <адрес> Пешехоновой Н.В. на состав семьи из двух человек: Пешехоновой Н.В. и ее отцу Пешехонову В.П.
Таким образом, за истцом сохраняется право пользования данным жилым помещением.
Действующее законодательство не содержит общего определения семьи. В теории семейного права семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства.
В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ указанные права и обязанности возникают, в том числе между следующими членами семьи: родителями и детьми.
Как правило, их возникновение не зависит от совместного проживания или нахождения кого-либо из членов семьи на иждивении другого.
В силу части 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Принимая во внимание изложенное выше, родственные отношения истца с собственниками жилых помещений, в которых он зарегистрирован и проживает в настоящее время, преклонный возраст истца, не позволяющий ему самостоятельно обслуживать себя, суд полагает, что истец не может быть признан не членом семьи собственника жилого помещения своей дочери, в котором он зарегистрирован, право пользования на которое за ним сохраняется.
Доказательств того, что дочь истца Пешехонова Н.В. выгнала истца из квартиры, препятствует последнему пользоваться данной квартирой, истцом и его представителем в судебное заседание не представлено. Справка врача психиатра о том, что Пешехонова Н.В. состоит на психиатрическом учете и в силу своего психического состояния не может ухаживать за престарелым отцом, не может быть принята судом как доказательства невозможности их совместного проживания.
Что также, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании Пешехонова В.П. с ДД.ММ.ГГГГ. бывшим членом семьи собственника жилого помещения квартиры № в д. № по <адрес>, принадлежащей Пешехоновой Н.В., и признании за истцом права на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета (субвенции) на основании Указа Президента РФ от 07.08.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» в силу п.п. 1 п.1 ст. 51 ЖК РФ.
Кроме того, как следует из обозренных в судебном заседании материалов учетного дела истца, в нем отсутствуют указания о постановке его на учет в силу п.п. 1 п.1 ст. 51 ЖК РФ, отсутствуют ссылка и доказательства того, что он не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он зарегистрирован, приложены документы только по квартире № в доме № по <адрес>. В заявлении указано, что у истца сложились неприязненные отношения с семьей сына. Принимая во внимание, что постановка на учет носит заявительный характер, и отсутствие ссылок и документов на указанные выше обстоятельства в заявлении истца привело к рассмотрению его заявления администрацией г. Усмани только исходя из его нуждаемости, применительно к учетной норме жилой площади по месту регистрации, что также говорит о законности принятого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Истцом и его представителем не представлено в судебное заседание доказательств незаконности оспариваемого Постановления и.о. главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанные выше обстоятельства, как каждое в отдельности, так и все в совокупности являются основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.254,255,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пешехонова В.П. к администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области:
- о признании незаконным Постановления и.о. главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- возложении обязанности на администрацию г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области поставить Пешехонова В.П. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как инвалида Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Судья: Путилин Н.М.
Мотивированное решение суда изготовлено 16.05.2011 г.