О признании права на досрочную трудовую пенсию



     Дело год         

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ       Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего     Пироговой М.В.

при секретаре       Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Маскова И.П. к ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Масков И.П. обратился в суд с иском к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Из искового заявления следует, что Масков И.П. работал учителем в различных образовательных учреждениях. В связи с приобретением права на досрочную трудовую пенсию по старости он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе с заявлением об установлении пенсии, представив необходимые для этого документы. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия необходимого льготного стажа работы.

При этом комиссией не были включены в специальный стаж истца следующие периоды: с 15.08.1990 г. по 31.01.1997 г. - работа в должности руководителя начальной военной подготовки, с 01.06.1987 г. по 14.07.1987 г. и с 01.01.1988 г. по 21.01.1988 г. - учебные отпуска, с 19.01.2006 г. по 01.02.2006 г. - курсы с отрывом от производства, с 27.11.1984 г. по 02.12.1986 г. - военная служба по призыву в Советской Армии.

Истец не согласен с указанным решением и просит суд его отменить, признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, включив указанные выше периоды в специальный стаж, и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента его первоначального обращения за ней, т.е. с 15.02.2011 г.

В судебном заседании Масков И.П. уточнил первый пункт своих требований: просил признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии, в остальной части иск поддержал и объяснил, что 15.08.1990 года был назначен руководителем начальной военной подготовки в <данные изъяты> среднюю школу. В 1992 году его должность называлась руководитель допризывной подготовки, а с 1994 года - преподаватель-организатор основ безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ). Приказы о переименовании должностей директором школы не издавались. В тарификационных списках его должность была указана «учитель», поскольку помимо часов НВП (ОБЖ) он вел часы физкультуры в младших классах. В этой связи он полагает, что период его работы в <данные изъяты> средней школе с 15.08.1990 г. по 31.01.1997 г. подлежит зачету в специальный стаж. Во время учебных отпусков и курсов с отрывом от производства за ним сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой производились соответствующие отчисления, поэтому они также должны быть включены в льготный стаж. Служба в рядах Советской Армии проходила в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, предусматривающего включение периода службы в армии в стаж работы по специальности.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Усманском районе Липецкой области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав истца, показания свидетеля Б.В.И., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 3,4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее именуется Список). При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.п.1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Должности «военный руководитель», «руководитель допризывной подготовки молодежи», «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) предусмотрены п.1 раздела «Наименование должностей» Списка, а школы всех наименований предусмотрены в п.п.1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 289 от 29 апреля 1968 года в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования была введена начальная военная подготовка молодежи и в штаты учебных заведений введена должность военного руководителя.

Приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 года N 25 в государственных учебных заведениях вместо должности военного руководителя была введена должность преподавателя курса "Основы безопасности жизнедеятельности".

Постановлением Минтруда РФ от 3 октября 2002 г. N 68установлено тождество наименования должности "преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель".

Как следует из материалов дела, с 15.08.1990 года Масков И.П. был назначен руководителем начальной военной подготовки <данные изъяты> средней школы. Приказом № 247 от 20.03.1995 г. ему была присвоена вторая квалификационная категория по должности «учитель». Приказом № 176/1 от 24.05.2000 г. истцу присвоена первая квалификационная категория по должности «учитель». С 01.09.2001 г. он переведен на должность учителя физической культуры МОУ СОШ <адрес>.

Из тарификационных списков учителей <данные изъяты> средней школы на 1990-1998 г.г. усматривается, что Масков И.П. в 1990-1991 учебном году значился учителем и вел предметы: «физкультура» - 8 часов, «ДПП» (допризывная подготовка) - 4 часа; в 1991-1992 учебном году - учителем и вел предметы: «физкультура» - 8 часов, «ДПП» - 2 часа, «ОБЖ» - 2 часа; в 1992-1993 учебном году - учителем, вел предметы: «физкультура» - 10 часов, «ОБЖ» - 4 часа; в 1993-1994 учебном году - учителем, вел предметы: «физкультура» - 10 часов, «ОБЖ» - 4 часа; в 1994-1995 учебном году - преподавателем ОБЖ, вел предметы: «физкультура» - 10 часов, «ОБЖ» - 8 часов; в 1995-1996 учебном году - учителем физвоспитания и ОБЖ, вел предметы: «ОБЖ» - 4 часа, «физкультура» - 10 часов, факультатив «ОБЖ» - 4 часа; в 1996-1997 учебном году - учителем физвоспитания и ОБЖ, вел предметы: «ОБЖ» - 8 часов, «физкультура» - 4 часа; в 1997-1998 учебном году - организатором ОБЖ, вел предметы: «ДП» - 5 часов, «ОБЖ» - 5 часов, «физкультура» - 16 часов.

Согласно показаниям свидетеля Б.В.И., работавшей в районном отделе народного образования с 1983 года, в общеобразовательных школах была предусмотрена должность «военного руководителя», а впоследствии - преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности. Директорами школ зачастую допускались неточности в формулировке приказов, в которых вместо должности «военного руководителя» указывали «руководителя начальной военной подготовки».

Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая наименование преподаваемых школьных предметов, суд приходит к выводу о фактическом выполнении истцом работы по должности «военный руководитель», а с введением «ОБЖ» - по должности «преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности».

Неправильное наименование работодателем должности не может служить основанием для отказа в защите пенсионных прав истца.

Кроме того, в спорный период истец являлся учителем физкультуры, работа в данной должности подлежит включению в специальный стаж при назначении пенсии на льготных условиях.

При таких обстоятельствах, с учетом тождественности должностей «военного руководителя» и «преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности», суд считает необходимым включить Маскову И.П. в специальный стаж период его работы в <данные изъяты> средней школе с 15.08.1990 г. по 31.01.1997 г. (6 лет 5 месяцев 17 дней).

Подлежит включению в специальный стаж истца и период его военной службы в Советской Армии с 27.11.1984 г. по 02.12.1986 г. (2 года 5 месяцев), поскольку имел место в период действия Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.

Согласно п.1 названного Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом указанный период засчитывался в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию (п.4 Положения).

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Принимая во внимание, что на момент обращения Маскова И.П. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 17 ФЗ «О высшем и послевузовском образовании», лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях, независимо от организационно - правовых форм по заочно и очно - заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для: сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно по сорок календарных дней, на последующих курсах по пятьдесят календарных дней; подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - четыре месяца; сдачи государственных экзаменов - один месяц.

Аналогичный порядок предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска предусмотрен п. 16 Положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 24.12.1982 г. № 1116 (в редакции Постановлений Совмина СССР от 06.11.1986 г. № 1327, от 21.06.1988 г. № 771, от 15.06.1991 г. № 367).

Из материалов дела следует, что Масков И.П. с 01.06.1987 г. по 14.07.1987 г. (1 месяц 14 дней) и с 01.01.1988 г. по 21.01.1988 г. (21 день) находился в дополнительных оплачиваемых учебных отпусках. Во время дополнительных отпусков ему начислялась и выплачивалась среднемесячная заработная плата, что подтверждается лицевыми счетами по заработной плате за 1987,1988 г.г.

Поскольку Федеральным законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» учебные отпуска в связи с получением высшего образования отнесены к дополнительным отпускам, за истцом за все время пребывания в учебных отпусках сохранялась заработная плата, суд полагает включить Маскову И.П. указанные периоды в стаж работы, дающей право на пенсию в связи с педагогической деятельностью.

Согласно приказу № 3 от 13.01.2006 г. по МОУ СОШ <адрес> Масков И.П. был направлен на курсы повышения квалификации с 19.01.2006 г. по 01.02.2006 г. (13 дней).

В период курсов повышения квалификации за ним сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации по установленным тарифам, что подтверждается лицевым счетом по заработной плате истца за 2006 год.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Учитывая, что истец направлялся на курсы по приказу работодателя, в период курсов за ним сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, суд считает необходимым включить ему указанный период в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее возникновения права на нее.

Как следует из материалов дела, Масков И.П. обратился с заявлением о назначении пенсии 15.02.2011 года.

С учетом спорных периодов специальный стаж истца на день обращения с заявлением о назначении пенсии составляет 25 лет 9 месяцев 9 дней (17 л. 0 мес. 29 дн. (по протоколу) + 2 г.00 мес. 05 дн. + 6 л. 5 мес. 17 дн. + 1 мес. 14 дн. + 21 дн. + 13 дн.).

Поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии у него имелся необходимый специальный трудовой стаж,суд считает необходимым признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»,обязав ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, т.е. с 15.02.2011 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом понесены расходы в связи с уплатой госпошлины в сумме <данные изъяты>, в связи с чем данные расходы подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.98,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Маскова И.П. удовлетворить:

Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области № 22 от 30.03.2011 года об отказе Маскову Игорю Петровичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности признать незаконным.

Признать за Масковым И.П. право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», включив ему в специальный стаж:

- период работы в <данные изъяты> средней школе с 15.08.1990 года по 31.01.1997 года;

- период военной службы по призыву в Советской Армии с 27.11.1984 года по 02.12.1986 года;

- периоды учебных отпусков с 01.06.1987 года по 14.07.1987 года и с 01.01.1988 года по 21.01.1988 года;

- период курсов с отрывом от производства с 19.01.2006 года по 01.02.2006 года.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области назначить Маскову И.П. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 15.02.2011 года.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области в пользу Маскова И.П. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова