Дело № год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе
председательствующего Пироговой М.В.
при секретаре Ефимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Ясаковой Т.Н. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Ясакова Т.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Из искового заявления следует, что решением комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Усманском районе от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа на момент обращения.
Считая отказ в назначении пенсии незаконным, Ясакова Т.Н. просила суд включить в страховой стаж период ее работы в <данные изъяты> БТИ с августа 1978 г. по ноябрь 1986 г. и признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения за ней, т.е. с 03.10.2007 года.
В судебном заседании Ясакова Т.Н. уточнила заявленные требования: просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, с зачетом в страховой стаж периода работы в <данные изъяты> БТИ с августа 1978 года по 18.01.1988 года в должности техника БТИ, обязав ответчика назначить и произвести выплату пенсии с 03.10.2007 года.
В обоснование заявленных требований истица и ее представитель по ордеру Костерев А.Н. объяснили, что в августе 1978 года после окончания <данные изъяты> педагогического училища она была принята на работу в <данные изъяты> БТИ на должность техника-инвентаризатора. В связи с рождением сына с 20.07.1982 года и до достижения ребенком возраста 1,5 лет она находилась в отпуске по уходу за ребенком. Так как требовались деньги, в период отпуска она готовила техническую документацию на дому. 18.01.1988 года в связи с болезнью ребенка она уволилась с работы (<данные изъяты>). 03.10.2007 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа (15 лет). Однако фактически на момент обращения с заявлением об установлении пенсии она имела страховой стаж более 15 лет. По семейным обстоятельствам ею были утрачены все документы, в том числе и трудовая книжка. Так как <данные изъяты> БТИ было первым местом ее работы, она обратилась с просьбой о выдаче дубликата трудовой книжки либо справки о периоде ее работы. Такие документы ей не были выданы по причине их несохранности. В декабре 2010 года ей стало известно, что в архиве БТИ сохранились изготовленные ею технические паспорта на домовладения, а также часть расчетных ведомостей по заработной плате, которые подтверждают факт ее работы в <данные изъяты> БТИ. ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе установило ей страховой стаж 10 лет 11 месяцев 23 дня, поэтому с учетом стажа работы в <данные изъяты> БТИ она приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости по достижении возраста 47 лет.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Усманском районе Липецкой области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и возражение на иск.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения истицы и ее представителя, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В силу п.п.1 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с п.п.4,6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, при подсчете страхового стажа подтверждаются:
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу п.п.28,29 указанных Правил периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.
Из материалов дела следует, что 3 октября 2007 года Ясакова Т.Н. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по двум основаниям, предусмотренным п.п.1 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
К заявлению о назначении пенсии истицей были приложены справки работодателей, подтверждающие периоды ее работы с 01.09.1989 г. по 25.12.1993 г. и с 07.09.1994 г. по 27.06.1996 г., всего 6 лет 1 мес.14 дн. Ответчик включил указанные периоды в страховой стаж истицы, а также период ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 20.07.1982 г. по 20.01.1984 г., установив первоначально страховой стаж 7 лет 7 мес. 14 дней. Документов о стаже работы в <данные изъяты> БТИ истицей представлено не было в связи с их утратой.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Ясаковой Т.Н. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого (15 лет) страхового стажа на момент обращения за установлением пенсии.
Указанное решение было оспорено истицей в судебном порядке. Решением Усманского районного суда Липецкой области от 10.08.2009 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Ясаковой Т.Н. о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости отказано.
2 февраля 2010 г. Ясакова Т.Н. вновь обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области с заявлением об установлении пенсии, представив справку о стаже работы с 26.04.1988 г. по 25.01.1989 г. на <данные изъяты> заводе литейного оборудования.
Письмом от 12.02.2010 г. № 5/3 истице было разъяснено об отсутствии у нее требуемого страхового стажа, однако, ранее установленный страховой стаж был пересмотрен: в него дополнительно включены периоды ухода за ребенком-инвалидом (2 года 5 месяцев 19 дней), время работы на <данные изъяты> заводе литейного оборудования (9 месяцев) и период работы с 12.04.2004 г. по 01.06.2004 г. (1 месяц 20 дней), всего 10 лет 11 месяцев 23 дня.
07.04.2011 года решение Усманского районного суда от 10.08.2009 года было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Из объяснений истицы следует, что в период с августа 1978 года по 18.01.1988 года она работала в <данные изъяты> БТИ в должности техника. Первичные документы о ее работе в БТИ не сохранились, имеются лишь данные об изготовлении ею технических паспортов на домовладения.
Согласно архивной справке архивного отдела администрации <данные изъяты> района № 851 от 27.05.2009 г. документы по личному составу <данные изъяты> бюро технической инвентаризации на хранение в архивный отдел не поступали (<данные изъяты>).
По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» <данные изъяты> отделение от 03.07.2009 г. документы, подтверждающие работу Ясаковой Т.Н. в <данные изъяты> БТИ с 1978 г. по ноябрь 1986 г., в архиве организации отсутствуют. Данные документы никогда не передавались в архив организации (<данные изъяты>).
Согласно справке ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» <данные изъяты> БТИ от 28.05.2009 г. документы по личному составу в <данные изъяты> БТИ не сохранились (<данные изъяты>). При этом причина, по которой данные документы не сохранились, не установлена.
При таких обстоятельствах, истица лишена возможности представить в пенсионный орган справку, выдаваемую на основании приказов, лицевых счетов и ведомостей на выдачу заработной платы (при отсутствии трудовой книжки).
Между тем, судом были исследованы технические паспорта на домовладения, расположенные в г. <данные изъяты>, исполненные Ясаковой Т.Н., за периоды: март 1982 г., январь 1987 г., август-сентябрь 1987 г., январь 1988 г. (18 января); инвентарная книга на объекты внешнего городского благоустройства и инженерных сетей г. <данные изъяты> (дата начала записей 01.04.1981 г.), в которой имеются записи, сделанные Ясаковой Т.Н.; реестровая книга №3 жилых домов граждан г. <данные изъяты>, в которой имеются записи, датированные 20.08.1980 г., 27.01.1981 г., 23.11.1981 г., 28.01.1982 г., 12.03.1982 г., 21.04.1982 г. за подписью Ясаковой Т.Н.
Согласно справке Липецкого филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» <данные изъяты> отделение от 23.05.2011 г. период времени изготовления технических паспортов на домовладения техником Ясаковой Т.Н. датируется с 06.01.1982 г. по 18.01.1988 г.
Кроме того, судом исследованы расчетные ведомости по заработной плате <данные изъяты> БТИ за период с августа 1980 г. по январь 1984 г., в которых имеются сведения о начислении заработной платы технику Ясаковой Т.Н. (с 11.05.1982 г. по 27.09.1982 г. - б/лист). За иные периоды работы расчетные ведомости отсутствуют.
Анализируя указанные выше доказательства в их совокупности, а также показания свидетелей Г.Л.С., Ж.Н.А., А.Н.В. (<данные изъяты>), подтвердивших, что истица действительно работала в <данные изъяты> БТИ, суд приходит к выводу о доказанности факта работы Ясаковой Т.Н. в должности техника в <данные изъяты> БТИ с 01.08.1980 года по 18.01.1988 года.
Поскольку период с 20.07.1982 г. по 20.01.1984 г. (1 год 6 месяцев) уже включен ответчиком в страховой стаж истицы, то судом подлежит удовлетворению требование о зачете в страховой стаж периодов с 01.08.1980 г. по 19.07.1982 г. (1 г. 11 мес.19 дн.) и с 21.01.1984 г. по 18.01.1988 г. (3 г. 11 мес. 28 дн.), а всего 5 лет 11 месяцев 17 дней.
В отношении периода с августа 1978 года по июль 1980 года истицей не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о ее работе в данный период в <данные изъяты> БТИ, поэтому в этой части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Судом установлено, что Ясакова Т.Н. обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением об установлении пенсии 03.10.2007 года.
С учетом работы в <данные изъяты> БТИ (5 лет 11 месяцев 17 дней) у истицы имелся страховой стаж на момент обращения - 16 лет 2 месяца 12 дней:
- с 20.07.1982 г. по 20.01.1984 г. (1 год 6 мес.) - уход за ребенком до 1,5 лет;
- с 01.09.1989 г. по 25.12.1993 г. (4 г. 3 мес. 25 дн.) - работа в <данные изъяты> педагогическом училище;
- с 26.12.1993 г. по 06.09.1994 г. (8 мес. 10 дн.) - уход за ребенком инвалидом;
- с 07.09.1994 г. по 27.06.1996 г. (1 г. 9 мес. 21 дн.) - работа на <данные изъяты> швейной фабрике;
- с 28.06.1996 г. по 31.03.1997 г. (9 мес.3 дн.) - уход за ребенком инвалидом;
- с 14.07.1997 г. по 20.07.1998 г. (1 г. 6 дн.) - уход за ребенком инвалидом;
- с 12.04.2004 г. по 01.06.2004 г. (1 мес.20 дн.) - работа у ИП Анпилов В.В.
Итого: 01.06.00 + 04.03.25 + 00.08.10 + 01.09.21 + 00.09.03 + 01.00.06 + 00.01.20 + 05.11.17 = 16 лет 2 месяца 12 дней. + 00.09.00 (работа на Усманском заводе литейного оборудования) = 16 лет 11 месяцев 12 дней.
Наличие данного страхового стажа дает истице право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет.
Судом также установлено, что истица на протяжении более чем 12 лет проживает на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, что дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», дополнительно на 3 года.
Таким образом, у Ясаковой Т.Н. возникло право на установление пенсии по достижении возраста 47 лет, т.е. с 07.07.2007 года.
Учитывая, что с заявлением об установлении пенсии истица первоначально обратилась 03.10.2007 года, то именно с этой даты суд считает необходимым обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе назначить и выплатить Ясаковой Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Назначение пенсии с указанной даты соответствует положениям ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и гарантирует истице своевременное пенсионное обеспечение.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.
В связи с рассмотрением настоящего дела истицей понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истицы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ясаковой Т.Н. удовлетворить частично:
Признать за Ясаковой Т.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», с зачетом в страховой стаж периода работы в <данные изъяты> БТИ в должности техника с 01.08.1980 г. по 19.07.1982 г. и с 21.01.1984 г. по 18.01.1988 г.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области назначить и выплатить Ясаковой Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», с 03.10.2007 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области в пользу Ясаковой Т.Н. возврат государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: М.В. Пирогова
Мотивированное решение изготовлено 27.05.2011 года.
Судья: М.В. Пирогова