№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ23 мая 2011 г. Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Путилина Н.М.
при секретаре Шестаковой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Каширских В.Н. , Порядина П.П. к Управлению внутренних дел по Липецкой области о взыскании ежемесячной денежной компенсации за проживание и работу, дополнительного вознаграждения за выслугу лет за работу на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились с исковым заявлением из которого следует, что ранее проходили службу в ОВД Усманского района Липецкой области, который расположен на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (зона №<данные изъяты>). С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, им не выплачены ежемесячная денежная компенсация за работу и проживание, ежегодное дополнительное вознаграждение за выслугу лет за работу на территории зоны №<данные изъяты>.
Просили взыскать с Управления внутренних дел по Липецкой области за счет средств федерального бюджета:
- в пользу Каширских В.Н. задолжность по ежемесячной денежной компенсации за работу в учреждении, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом, за период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по ежемесячной денежной компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по дополнительному вознаграждению за выслугу лет за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб.;
- в пользу Порядина П.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. задолжность по ежемесячной денежной компенсации за работу в учреждении, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по ежемесячной денежной компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по дополнительному вознаграждению за выслугу лет в сумме <данные изъяты> руб.
В дальнейшем, Каширских В.Н. уточнил исковые требования, согласно новой справки, и просил взыскать в его пользу задолжность по ежемесячной денежной компенсации за работу в учреждении, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по ежемесячной денежной компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по дополнительному вознаграждению за выслугу лет за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб., дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика, были привлечены ОВД по Усманскому району Липецкой области, Управление федерального казначейства по Липецкой области, в качестве соответчика Управление социальной защиты населения Липецкой области.
В судебном заседании истец Порядин П.П. поддержал исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Дополнительно пояснив, что он проходил службу в подразделении участковых уполномоченных милиции, а истец Каширских В.Н. в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Представитель ответчика УВД РФ по Липецкой области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, Данковцева А.В., действующая на основании доверенностей, иск не признала. Пояснив при этом, что согласно ст. 35 Закона Российской Федерации «О милиции», финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением о Министерстве внутренних дел Российской федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 927 (пункт 8), предусмотрено, что МВД России организует обеспечение органов внутренних дел финансовыми средствами за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, МВД России является распорядителем бюджетных средств Российской Федерации, т.е. государственным органом, имеющим право распределять бюджетные средства.
С учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации МВД России обладает полномочиями распределять только средства федерального бюджета.
Следовательно, в целях производства выплат за выслугу лет, ежемесячной денежной компенсации за работу и проживание, оплаты дополнительного отпуска в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», денежные средства из федерального бюджета выделяются МВД России исключительно на сотрудников органов внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, МВД России не обладает полномочиями по
финансированию расходов, предусмотренных Законом Российской
Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в отношении
сотрудников (работников), проходящих службу на должностях, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания на территории зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС. Данными правилами установлено, что названные компенсации гражданам (после предоставления необходимых документов) выплачивает Федеральное казначейство. В этих правилах нет никакой оговорки об ином порядке получения этих средств работниками и сотрудниками милиции.
Доводы истцов о том, что в силу п. 6 постановления Правительства РФ от 30.08.2005г. № 542 «Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки предусмотренных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС...» названные компенсации должно выплачивать МВД РФ несостоятелен. Поскольку, в нем говорится о производстве МВД РФ своим сотрудникам тех выплат (возмещение вреда, компенсации), которые они должны производить в силу требований закона.
Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и принятым во исполнение него постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. № 907, на МВД РФ не возлагается никаких обязанностей, связанных с выплатой названных компенсаций. Следовательно, п. 6 говорит об обязанности МВД РФ производить своим сотрудникам выплаты иных компенсаций (возмещение вреда), чем те компенсации, которые требуют истцы.
Кроме того, согласна письма ФЭД МВД России от 04.03.2008г. № 31/9-1080 средства федерального бюджета на указанные цели для сотрудников и работников ОВД, содержащихся за счет бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, МВД России не выделяются.
Письмом ФЭД МВД России от 04.03.2008 № 31/9-1080 рекомендовано при решении вопроса «чернобыльских» выплат руководствоваться пунктом 9 статьи 154 Федерального Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ.
В связи с этим, Управлением внутренних дел по Липецкой области по вопросу выплаты компенсаций из средств областного бюджета направлен запрос в Управление финансов администрации Липецкой области. Письмом УФ администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № № в решении данного вопроса отказано со ссылкой на статью 85 Бюджетного Кодекса РФ.
Письмом Минфина РФ от 25.03.2005 № 12-05-14/625 определено, что финансирование расходов по выплате компенсаций работникам органов внутренних дел, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий и ядерных испытаний, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляется за счет средств этих бюджетов с последующим возмещением расходов на эти цели из федерального бюджета при представлении в органы Федерального казначейства документов, подтверждающих произведенные расходы и право указанных граждан на получение компенсаций.
Однако, Управление федерального казначейства по Липецкой области, не уполномочено принимать решение о выплате компенсаций и пособий, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ответственность за достоверность предоставления информации о потребности в бюджетных ассигнованиях для реализации мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также, принятие решений о выплате (невыплате), возложено на органы социальной защиты, которые на основании принятых ими заявлений граждан и иных необходимых документов для выплаты компенсаций составляют списки и направляют их в территориальные органы федерального казначейства. По месту подачи заявления на каждого получателя компенсации формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке.
На обращение УВД по Липецкой области в Управление социальной защиты населения Липецкой области по данному вопросу также получен отказ в письме от ДД.ММ.ГГГГ № №
Таким образом, до настоящего времени порядок осуществления выплат компенсаций сотрудникам и работникам органов внутренних дел, подвергшихся радиационному воздействию, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов не определен. Следовательно, вышеуказанные выплаты УВД по Липецкой области не производятся.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - Управления федерального казначейства по Липецкой области, представитель соответчика - Управления социальной защиты населения Липецкой области, будучи надлежащим образом извещенными, не явились в судебное заседание.
Представитель соответчика - Управления социальной защиты населения Липецкой области предоставил в суд отзыв на иск, в котором он возражает против удовлетворения исковых требований истца.
В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит иски подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» г. Усмань находится в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с присвоением статуса - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу п.8 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон) с последующими изменениями и дополнениями, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с п.п. 1,2,4 ст. 19 Закона указанной категории граждан гарантируется:
- ежемесячная денежная компенсация в размере 20 руб. при условии постоянного проживания до 02.12.1995 года (Размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 2 части второй данной статьи, с 1 января 2005 года с учетом индексации составляет 97,68 рубля (Постановление Правительства РФ от 07.05.2005 № 292 (ред. от 03.03.2007)), с 1 января 2006 года - 106,47 рубля (Постановление Правительства РФ от 25.04.2006 № 246 (ред. от 03.03.2007)), с 1 января 2007 года - 114,99 рубля (Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 171), с 1 января 2008 года - 127,06 рубля, с 1 января 2009 года - 137,86 рубля (Постановление Правительства РФ от 21.12.2007 № 914);
- ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 80 рублей при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года (Размер ежемесячной денежной выплаты, установленный пунктом 3 части второй данной статьи, с 1 января 2006 года с учетом индексации составляет 80,8 рубля (Постановление Правительства РФ от 25.04.2006 № 246 (ред. от 03.03.2007)), с 1 января 2007 года - 87,26 рубля (Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 171), с 1 января 2008 года - 96,42 рубля, с 1 января 2009 года - 104,62 рубля (Постановление Правительства РФ от 21.12.2007 № 914).
А также предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 5 части первой статьи 18 настоящего Закона:
- выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения;
Постановлением Правительства РФ от 03.02.1993 № 101 (с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Порядок выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятых на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно которому, выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет производится работникам организаций независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, подразделяющихся на следующие зоны:
зона отселения - с плотностью загрязнения почв цезием-137 свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 - свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 - свыше О.1 Ки/кв. км;
зона проживания с правом на отселение - с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км.
2. Выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в следующих размерах: зона проживания с льготным социально-экономическим статусом при стаже работы от 1 до 5 лет -100 рублей, от 5 до 10 лет - 200 рублей, свыше 10 лет - 300 рублей.
Статьей 5 Закона установлено, что возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 23 указанного Закона, решения о дополнительных мерах социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) на подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС территориях, принятые Правительством Российской Федерации, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, распространяются на граждан, проходящих военную службу на этих территориях, а также на членов их семей.
В силу ст. 7 Закона РФ «О милиции» милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» в структуру милиции общественной безопасности входят:
- участковые уполномоченные милиции;
- Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В милицию общественной безопасности, финансируемую за счет средств федерального бюджета, входят:
- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В связи с чем, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что согласно штатных расписаний, сотрудники подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, где проходил службу истец Каширских В.Н., финансируются за счет средств бюджета Липецкой области.
Как следует из материалов дела, истцы проходили службу в органах внутренних дел, из них: Каширских В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., Порядин П.П. с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., назначались на должность и были уволены с должности на основании приказов УВД по Липецкой области.
Согласно справок администрации г. Усмани, истцы с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время проживают на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Структурные подразделения, в которых проходили службу истцы, находятся в г. Усмани. Данная территория отнесена к зоне работы и проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 19 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», производились истцам до ДД.ММ.ГГГГ года.
Задолженность по указанным выплатам, согласно справок, представленных представителем ответчика, составила:
- в пользу Каширских В.Н. задолжность по ежемесячной денежной компенсации за работу в учреждении, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по ежемесячной денежной компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по дополнительному вознаграждению за выслугу лет за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб.;
- в пользу Порядина П.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ задолжность по ежемесячной денежной компенсации за работу в учреждении, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по ежемесячной денежной компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по дополнительному вознаграждению за выслугу лет в сумме <данные изъяты> руб.
Как следует из платежных ведомостей, представленных представителем ответчика, до ДД.ММ.ГГГГ. указанные выплаты производились истцам по месту службы.
Указанные выше данные и обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика и третьего лица.
В соответствии с пунктами 1,2 Правил финансирования расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным Законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 года № 542, настоящие Правила определяют порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным Законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Согласно пункта 6 настоящих Правил,финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.
Анализ положений указанных выше нормативных актов по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки указывает на то, что это расходные обязательств Российской Федерации, финансирование указанных льгот осуществляется путем предоставления средств на соответствующий год федеральному органу исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. В данном случае Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Следовательно, сотрудники указанных органов реализуют свое право на получение указанных льгот по месту прохождения службы. При этом, указанные выше нормативные акты не связывают порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан в зависимости от источника финансирования соответствующего структурного подразделения, входящего в состав этого федерального органа.
Коль скоро, истцы проходили службу в Органе внутренних дел по Усманскому району Липецкой области, назначались на должность и были уволены с должности на основании приказов УВД по Липецкой области,
следовательно, меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», должны предоставляться им по месту прохождения службы.
Принимая во внимание изложенное выше, а также, что согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» в милицию общественной безопасности, финансируемую за счет средств федерального бюджета, входят подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, где проходил службу истец Каширских В.Н., суд полагает произвести взыскание имеющейся задолжности за счет средств федерального бюджета с Управления внутренних дел по Липецкой области, как структурного подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При этом, суд не может согласиться с позицией ответчика, поскольку иное толкование и применение закона привело бы к нарушению конституционных положений о равенстве прав граждан, поставило бы возможность реализации прав на получение мер социальной поддержки вследствие радиационного воздействия в зависимость от источника финансирования служебной деятельности в системе одного служебного ведомства.
На основании изложенного, ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования Каширских В.Н. , Порядина П.П..
Взыскать с Управления внутренних дел по Липецкой области за счет средств федерального бюджета:
- в пользу Каширских В.Н. задолжность по ежемесячной денежной компенсации за работу в учреждении, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по ежемесячной денежной компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по дополнительному вознаграждению за выслугу лет за ДД.ММ.ГГГГ годы в сумме <данные изъяты> руб.;
- в пользу Порядина П.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. задолжность по ежемесячной денежной компенсации за работу в учреждении, расположенном в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по ежемесячной денежной компенсации за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом в сумме <данные изъяты> руб., задолжность по дополнительному вознаграждению за выслугу лет в сумме <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через районный суд.
Председательствующий: Путилин Н.М.
Мотивированное решение изготовлено 27.05.2011 года