об обжаловании постановления об отказе в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело г.

            Р Е Ш Е Н И Е         

                                       Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего                                                  Путилина Н.М.

при секретаре                                               Шестаковой М.В.

с участием адвоката              Лопатиной Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Саливончик Л.Е. к администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области об обжаловании постановления об отказе в постановке на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,

    У С Т А Н О В И Л:

            Истица обратилась в Усманский районный суд с исковым заявлением, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как вдовы участника Великой Отечественной войны, не являющейся членом семьи собственника жилого помещения. Постановлением главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. истице было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации, как члену семьи собственника жилого помещения.

Просила суд признать незаконным Постановление главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать ее не являющейся членом семьи собственника квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, Саливончик С.С,, признать за ней право на получение жилищной субсидии (субвенции) за счет средств федерального бюджета на основании Указа Президента РФ от 07.08.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» в силу п.п. 1 п.1 ст. 51 ЖК РФ, возложить на администрацию г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области обязанность поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанным основаниям с ДД.ММ.ГГГГ. Так как, на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., пользуется в данной квартире жилой комнатой площадью <данные изъяты> кв.м. и не является членом семьи собственника жилого помещения Саливончик С.С,

          В судебном заседании представитель истицы адвокат Лопатина Л.А. поддержала заявленные требования. Дополнительно пояснив, что по имеющейся у нее информации, ранее семье истицы была выделена квартира, которую они в дальнейшем обменяли на существующую. В приватизации истица не участвовала, настаивает на рассмотрении дела по имеющимся в деле документам.

    Представители ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика - Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Пешехонова Е.С. и Усацких Т.Н. соответственно, возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснив, что у истицы отсутствуют основания для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдовы участника Великой Отечественной войны, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации, и отсутствия доказательств, что истица не является членом семьи собственника жилого помещения.

Истица и 3-е лицо Саливончик С.С., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:         

         Как следует из материалов дела, согласно удостоверения, выданного ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по социальной защите населения Усманского района Липецкой области серия <данные изъяты> номер , истица является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

      С.С.П. - муж истицы, участвовал в партизанском движении в Белоруссии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве партизана, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справок, истица с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в квартире , расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Собственником указанной квартиры на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ является дочь истицы Саливончик С.С,. Истица не имеет иного жилого помещения в г. Усмани на праве собственности, или по иным основаниям. Всего в квартире зарегистрировано <данные изъяты> человек.

Согласно договору о передаче квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. является Саливончик С.С, - дочь истицы. Как следует из свидетельства о государственной регистрации права, Б.Т.И, и С.А., сын и сноха Саливончик С.С,, зарегистрированные и проживающие в данной квартире, имеют также на праве собственности жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдовы участника Великой Отечественной войны, не являющейся членом семьи собственника жилого помещения. Постановлением главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. истице было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с достаточностью жилой площади по месту регистрации как члену семьи собственника жилого помещения.

Президент РФ Указом от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., с последующими изменениями и дополнениями, постановил (п.1) «считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов участников Великой Отечественной войны, и имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах»».

В соответствии с п.п. «а» п.п.1 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», с последующими изменениями и дополнениями, к ветеранам Великой Отечественной войны относятся … партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР.

В силу ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», с последующими изменениями и дополнениями, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно части 1 статьи 23.2 настоящего Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

       Таким образом, истица имеет право на обеспечение жилым помещением как вдова умершего участника Великой Отечественной войны ДД.ММ.ГГГГ годов, в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу ст.ст. 49,50,51 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

       Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

        Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

       Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

        Согласно ст.ст. 52,55,56 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

       Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

       Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

        Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В силу ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2июля2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ
«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с последующими изменениями и дополнениями, действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Согласно договору о передаче квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Усмани передала квартиру <адрес> Саливончик С.С,. Согласно Постановления главы администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дому по <адрес> присвоен по <адрес>. Как следует из справок, истица с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в квартире , расположенной по адресу: <адрес>, не участвовала в приватизации данной квартиры, что не оспаривала в судебном заседании ее адвокат.

Действующее законодательство не содержит общего определения семьи. В теории семейного права семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства.

В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ указанные права и обязанности возникают, в том числе между следующими членами семьи: родителями и детьми.

Как правило, их возникновение не зависит от совместного проживания или нахождения кого-либо из членов семьи на иждивении другого.

В силу части 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Принимая во внимание изложенное выше, а также родственные отношения истца с собственником жилого помещения, преклонный возраст истца, не позволяющий ей самостоятельно обслуживать себя, суд полагает, что истец не может быть признан не членом семьи собственника жилого помещения своей дочери, в котором она зарегистрирована и проживает в настоящее время, право пользования на которое, за ней сохраняется по указанным выше основаниям.

В силу п. 4 Положения «О порядке использования муниципального жилищного фонда на территории г. Усмани», утвержденного решением Совета депутатов г. Усмани 17.07.2006г., учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях г. Усмани, составляет 13,5 кв.м. общей площади на человека.

Обеспеченность истца, (<данные изъяты>.), больше указанной выше учетной нормы.

В связи с чем, обоснован вывод администрации г. Усмани об отказе в истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по указанным выше основаниям.

      В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

        Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

       нарушены права и свободы гражданина;

       созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

      на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

        Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Истицей и ее представителем не представлено в судебное заседание доказательств незаконности оспариваемого Постановления главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные выше обстоятельства, как каждое в отдельности, так и все в совокупности являются основанием для отказа в удовлетворении иска.

Поскольку, требования истицы признать ее не являющейся членом семьи собственника квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, Саливончик С.С,, являются основанием, а не предметом иска, в резолютивной части решения отсутствует необходимость указывать на отказ в их удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.254,255,194-198 ГПК РФ, суд      

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Саливончик Л.Е. к администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области:

- о признании незаконным Постановления главы администрации г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- признании за истицей права на получение жилищной субсидии (субвенции) за счет средств федерального бюджета на основании Указа Президента РФ от 07.08.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» в силу п.п. 1 п.1 ст. 51 ЖК РФ;

- возложении обязанности на администрацию г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области     поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанным основаниям с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

      Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.      

     Судья      Н.М.Путилин

     

     Мотивированное решение суда изготовлено 11.07.2011 г.