Дело №г. З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 июля 2011 г. Усманский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего Путилина Н.М. при секретаре Шестаковой М.В. с участием помощника прокурора Кунаковской Н.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах Черного А.А. к администрации Усманского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усманского района Липецкой области обратился в Усманский районный суд в интересах Черного А.А. с исковым заявлением, из которого следует, что истец остался без попечения родителей и в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года, должен обеспечиваться жилой площадью не ниже установленных норм, вне очереди органами исполнительной власти. На основании распоряжения главы администрации сельского поселения Октябрьского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области № № от ДД.ММ.ГГГГ, Черный А.А. был постановлен на учёт на получение внеочередного жилья. Но, на момент проверки прокуратурой Усманского района Липецкой области, жилое помещение истцу не предоставлено, чем нарушены его конституционные права. Поскольку на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, то прокурор просил суд обязать администрацию Липецкой области выделить администрации Усманского муниципального района Липецкой области из областного бюджета денежные средства, исходя из средней рыночной стоимости жилья на приобретение Черному А.А. благоустроенного жилого помещения, а также обязать администрации Усманского муниципального района Липецкой области приобрести и предоставить за счет средств областного бюджета Черному А.А. на состав семьи 1 человека, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления. В судебном заседании помощник прокурора Кунаковская Н.С. и истец Черный А.А. уточнили заявленные исковые требования и окончательно просили суд обязать администрацию Усманского муниципального района Липецкой области предоставить за счет средств областного бюджета Липецкой области Черному А.А. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по установленным законодательством нормам, но не менее 32 кв.м. Дополнительно пояснив, что истец числится постоянно зарегистрированным по адресу: <адрес> в доме бывшего опекуна Ж.В.А., но фактически работает и проживает в <адрес>, отца у него официально нет, в свидетельстве о рождении отец записан со слов матери. Его мать - Ч.В.А. решением Усманского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ признана безвестно отсутствующей. Закреплённого жилого помещения, а также жилого помещения на праве личной собственности, или по иным основаниям, Черный А.А. на территории Усманского района и г. Липецка не имеет. Представитель соответчиков - администрации Липецкой области, администрации Усманского муниципального района Липецкой, третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований - отдела опеки и попечительства при комитете по образованию администрации Усманского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Октябрьского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Причина неявки суду неизвестна. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие с вынесением заочного решения. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, считает уточнённые исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прокурору предоставлено право на обращение в суд в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В силу статьи 1, абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В соответствии с Законом Липецкой области от 03 марта 2010 года № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями на территории Усманского муниципального района возложены на администрацию Усманского муниципального района. Как следует из материалов дела, истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельством о рождении, Постановлением главы Октябрьской сельской администрации Усманского района Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении над истцом опеки, решением Усманского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, которым мать истца - Ч.В.А. решением признана безвестно отсутствующей. На основании распоряжения главы администрации сельского поселения Октябрьского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ, Черный А.А. был постановлен на учёт на получение внеочередного жилья. Как следует из справок, показаний свидетеля Ж.В.А., бывшего опекуном истца, истец числятся постоянно зарегистрированным по адресу: <адрес> в доме бывшего опекуна Ж.В.А., но фактически работает и проживает в <адрес>, отца у него официально нет, в свидетельстве о рождении отец записан со слов матери, получил начальное профессиональное образование. Из представленных материалов дела следует, что закреплённого жилого помещения, а также жилого помещения на праве личной собственности, или по иным основаниям, истец на территории Усманского района не имеет. Данные обстоятельства ранее в судебном заседании сторонами не оспаривались. Таким образом, судом установлено, что истец Черный А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по месту регистрации и по месту фактического проживания закреплённого жилого помещения, а также жилого помещения на праве личной собственности не имеет, окончил обучение в образовательном учреждении <данные изъяты> Ссылка соответчика в отзыве на исковое заявление на недостаточное финансирование из средств областного бюджета и отсутствие необходимых денежных средств в местном бюджете на приобретение жилья, а также отсутствие свободного жилья, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку это нарушает право истца на получение жилья во внеочередном порядке, предусмотренного законом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а, следовательно, все вышеприведённые доводы соответчика не основаны на законе. Согласно частей 1,2 ст. 6 Закона Липецкой области от 03 марта 2010 года № 354-ОЗ «О порядке ведения учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма», жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений. Лицам, указанным в статьей 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров. Поскольку, в соответствии с Законом Липецкой области от 03 марта 2010 года № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями на территории Усманского муниципального района возложены на администрацию Усманского муниципального района, суд считает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу администрацией Усманского района за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели. Следовательно, жилое помещение истцу должно быть предоставлено на состав семьи - 1 человек во внеочередном порядке по договору социального найма по установленным законодательством нормам, но не менее 32 кв.м. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах Черного А.А. удовлетворить. Обязать администрацию Усманского муниципального района Липецкой области предоставить за счет средств областного бюджета Липецкой области Черному А.А. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью по установленным законодательством нормам, но не менее 32 кв.м. Ответчик может обратиться с заявлением об отмене решения в Усманский районный суд в течение семи дней со дня вручения ему копии решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения Усманского районного суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Путилин Н.М. Мотивированное решение суда изготовлено 15 июля 2011 года.