о признании бездействия незаконным и обязывании установить дорожные знаки



Дело г.                  

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2011 года     город Усмань Липецкой области

Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего        Пироговой М.В.

при секретаре         Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения города Усмани Усманского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным и обязывании установить дорожные знаки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского поселения города Усмани Усманского муниципального района Липецкой области, указывая, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. По результатам проверки, проведенной прокуратурой района и ОГИБДД ОВД по Усманскому району, было установлено, что на пересечении улиц Энгельса - Красноармейская отсутствуют дорожные знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Пролетарская отсутствуют знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Красноармейская отсутствуют знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - М. Горького отсутствуют знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п.5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Революционная отсутствуют знаки: 2.1 - 1 шт. (главная дорога), 2.4 - 1 шт. (уступите дорогу), 5.19.1 - 4 шт., 5.19.2 - 4 шт. (пешеходный переход), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6, 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Первомайская отсутствуют знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04.

Бездействие Администрации городского поселения Усманского муниципального района создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, в связи с чем прокурор просит суд признать его незаконным и обязать в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, в соответствии с утвержденной дислокацией дорожных знаков, на пересечении улиц Энгельса - Красноармейская установить дорожные знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Пролетарская установить знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Красноармейская установить знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - М. Горького установить знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п.5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Революционная установить знаки: 2.1 - 1 шт. (главная дорога), 2.4 - 1 шт. (уступите дорогу), 5.19.1 - 4 шт., 5.19.2 - 4 шт. (пешеходный переход), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6, 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Первомайская установить знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04.

В судебном заседании прокурор - старший помощник прокурора Усманского района Липецкой области Прибыткова С.В. исковые требования уточнила в части требований об установке дорожных знаков на пересечении улиц Чернышевского - Революционная и просила суд обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу установить на пресечении данных улиц дорожные знаки: 2.1 - 1 шт. (главная дорога), 2.2 - 2 шт. (конец главной дороги), 5.19.1 - 4 шт., 5.19.2 - 4 шт. (пешеходный переход), 3.24 - 1 шт. (ограничение максимальной скорости), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.3, 5.4.22, 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04; в остальной части иск поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика Администрации городского поселения Усманского муниципального района Липецкой области по доверенности Пешехонова Е.С. иск признала, ссылаясь на отсутствие в бюджете денежных средств на установку дорожных знаков.

Представитель третьего лица ООО «Благоустройство» по доверенности Жданова С.М. не возражала против удовлетворения иска, объяснив, что между ООО «Благоустройство» и Администрацией города Усмани отсутствует контракт на установку дорожных знаков, указанных в иске прокурора.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОВД по Усманскому району Липецкой области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся:…дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (изменениями и дополнениями).

Статья 3 названного ФЗ предусматривает основные понятия, используемые в Федеральном законе, а именно: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, …

К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ст. 13 ФЗ от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;…6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статья 15 указанного Закона предусматривает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст. 34 названного закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Постановлением администрации Липецкой области от 25.12.2007 г. № 185 «О перечне автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Липецкой области» утвержден перечень данных дорог. Дороги, проходящие в границах городского поселения города Усмани, не внесены в перечень дорог, относящихся к собственности Липецкой области.

При таких обстоятельствах дорожная деятельность в отношении указанных автомобильных дорог относится к вопросам местного значения городского поселения города Усмани. Следовательно, осуществление дорожной деятельности на указанной дороге, в т.ч. по установке дорожных знаков, относится к полномочиям Администрации городского поселения города Усмани Липецкой области.

В соответствии со ст. 6 ч.4 Федерального Закона от 10.12.1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с последующими изменениями органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст, установлены правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290.

Согласно п.5.3.2 ГОСТ Р 52289-2004, знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350 x 350 мм.

Знак 2.2 "Конец главной дороги" устанавливают в конце участка дороги, где она утрачивает статус главной.

Если дорога, обозначенная знаком 2.1, оканчивается перед пересечением с дорогой, по которой предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, то знак 2.2 вне населенных пунктов размещают на одной опоре со знаком 2.4, установленным предварительно с табличкой 8.1.1 или 8.1.2, в населенных пунктах - за 25 м от перекрестка либо со знаком 2.4 или 2.5. Вне населенных пунктов знак 2.2 допускается устанавливать повторно со знаком 2.4 или 2.5, а в населенных пунктах - предварительно с табличкой 8.1.1 на расстоянии 50-100 м до основного знака (рисунок В.4б). (п.5.3.3ГОСТ Р 52289-2004).

Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.

Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части.

При отсутствии на переходе разметки 1.14знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.

Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.

Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.

Допускается не устанавливать знаки на размеченных пешеходных переходах, расположенных на регулируемых перекрестках.

На нерегулируемых перекрестках на размеченных пешеходных переходах при условии, что ближняя к центру перекрестка граница перехода совпадает с краем проезжей части, знаки допускается устанавливать только на дальней границе перехода (п.5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004).

Из исследованной в судебном заседании дислокации дорожных знаков улично-дорожной сети городского поселения города Усмани, утвержденной постановлением главы администрации городского поселения г. Усмани Усманского муниципального района Липецкой области № 226 от 31.05.2011 года, следует, что на пересечении улиц, указанных в иске прокурора, действительно требуется установить дорожные знаки, отмеченные прокурором.

Представителем ответчика не оспаривалось, что указанные выше дорожные знаки не установлены до настоящего времени.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией городского поселения в полной мере не выполнялись обязанности в сфере обеспечения законодательства о безопасности дорожного движения, что говорит о наличии бездействия со стороны администрации городского поселения города Усмани Липецкой области.

Ссылка ответчика на отсутствие необходимых денежных средств не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора, поскольку это нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, так как он является неопределенным. Следовательно, заявление прокурора Усманского района в защиту неопределенного круга лиц подано правомерно.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора, признает бездействие администрации городского поселения города Усмани Липецкой области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения, незаконным.

Для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым обязать администрацию городского поселения города Усмани Липецкой области организовать устранение выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в соответствии с дислокацией дорожных знаков улично-дорожной сети городского поселения города Усмани.

Судом принимается также во внимание и признание иска ответчиком, которое не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:

Признать бездействие Администрации городского поселения города Усмани Усманского муниципального района Липецкой области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения, незаконным.

Обязать Администрацию городского поселения города Усмани Усманского муниципального района Липецкой области в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу, в соответствии с утвержденной дислокацией дорожных знаков на пересечении улиц Энгельса - Красноармейская установить дорожные знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Пролетарская установить знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Красноармейская установить знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - М. Горького установить знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п.5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Революционная установить знаки: 2.1 - 1 шт. (главная дорога), 2.2 - 2 шт. (конец главной дороги), 5.19.1 - 4 шт., 5.19.2 - 4 шт. (пешеходный переход), 3.24 - 1 шт. (ограничение максимальной скорости), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.3, 5.4.22, 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04; на пересечении улиц Чернышевского - Первомайская установить знаки: 2.1 - 2 шт. (главная дорога), 2.4 - 2 шт. (уступите дорогу), предусмотренные п.п. 5.3.2, 5.3.6 ГОСТ Р 52289-04.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через районный суд.

Председательствующий:                                          М.В. Пирогова