Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Ламонова А.В. с участием старшего помощника прокурора Усманского района Прибытковой С.В. при секретаре Леоновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения города Усмани о признании незаконным бездействия ответчика и возложении обязанности установить знаки дорожного движения на улицах города Усмани, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усманского района Липецкой области обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации городского поселения города Усмани о признании незаконным бездействия ответчика и возложении обязанности установить знаки дорожного движения на улицах города Усмани, указывая, что органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Данное положение закреплено ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Прокуратурой района, совместно с инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОВД Усманского района, проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в ходе, которой, выявлены нарушения действующих нормативных актов со стороны администрации городского поселения города Усмани Липецкой области. Проведенной прокуратурой и ОГИБДД по Усманскому району проверкой были выявлены следующие нарушения. На перекрестке улиц Ленина - Революционная отсутствует дорожный знак 5.19.1 (пешеходный переход), предусмотренный п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Котова отсутствуют пять дорожных знаков 5.19.1, пять знаков 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На пересечении улиц В. Вельяминова - Ленина отсутствует дорожный знак 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренный п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Комсомольская - Ленина отсутствуют восемь дорожных знаков 5.19.1, восемь знаков 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Исполатова отсутствуют шесть дорожных знаков 5.19.1, шесть знаков 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Басова отсутствуют шесть дорожных знаков 5.19.1, шесть знаков 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Достоевского отсутствуют два дорожных знака 5.19.1, предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина-К. Маркса отсутствуют восемь дорожных знаков 5.19.1, восемь знаков 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. В судебном заседании старший помощник прокурора Прибыткова С.В. исковые требования поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске. Кроме того, пояснила, что указанные дороги относятся к местным, т.к. расположены в населенных пунктах. Бездействие администрации заключается в невыполнении требований, установленных п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На момент проверки 16 мая 2011 года дорожных знаков, указанных в иске, на дорогах г.Усмани не имелось. Представитель ответчика - администрации городского поселения города Усмани, по доверенности - Пешехонова Е. С. признала заявленные исковые требования. Представители третьих лиц ОГИБДД ОВД по Усманскому району Липецкой области, ООО «Благоустройство», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили. Суд посчитал возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц ОГИБДД ОВД по Усманскому району Липецкой области и ООО «Благоустройство». Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Усманского района Липецкой области обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и статьи 13, 15, 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, осуществление такой дорожной деятельности обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Согласно п. 5 ст. 11 Устава городского поселения г. Усмани дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города Усмани, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к компетенции органов местного самоуправления городского поселения. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22). Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 23 октября 1993 года № 1090 утвердило Правила дорожного движения. Данный нормативный правовой акт первоначально опубликован в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации» № 47, 22 ноября 1993 года «Российских вестях» № 227, 23 ноября 1993 года (действует с последующими изменениями и дополнениями). В названное постановление Правительством Российской Федерации постановлением от 14 декабря 2005 года № 767 внесены изменения, в соответствии с которыми раздел 5 "Знаки особых предписаний" изложен в новой редакции. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 года № 120-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах. В соответствии со ст. 14 ч.1 п.5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:…дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность) регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (изменениями и дополнениями). Статья 3 названного ФЗ предусматривает основные понятия, используемые в Федеральном законе, а именно: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения. Статья 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ устанавливает, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Согласно ст. 6 указанного ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Статья 13 ФЗ от 8 ноября 2007года № 257-ФЗ устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; Статья 15 ФЗ от 8 ноября 2007года N257-ФЗ предусматривает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Статья 34 названного закона устанавливает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Постановлением администрации Липецкой области от 25.12.2007 г. № 185 «О перечне автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Липецкой области» утвержден перечень данных дорог. Дороги, проходящие в границах городского поселения города Усмани, не внесены в перечень дорог, относящихся к собственности Липецкой области. При таких обстоятельствах дорожная деятельность в отношении указанных автомобильных дорог относится к вопросам местного значения городского поселения города Усмани. Следовательно, осуществлять дорожную деятельность на указанной дороге, в т.ч. устанавливать дорожные знаки и наносить разметку, - это полномочия администрации городского поселения города Усмани Липецкой области. В соответствии со ст. 6 ч.4 Федерального Закона от 10.12.1995 г № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с последующими изменениями органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. В соответствии с актом повседневного надзора участка автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены следующие недостатки. На перекрестке улиц Ленина - Революционная отсутствует дорожный знак 5.19.1 (пешеходный переход), предусмотренный п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Котова отсутствуют пять дорожных знаков 5.19.1, пять знаков 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На пересечении улиц В. Вельяминова - Ленина отсутствует дорожный знак 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренный п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Комсомольская - Ленина отсутствуют восемь дорожных знаков 5.19.1, восемь знаков 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Исполатова отсутствуют шесть дорожных знаков 5.19.1, шесть знаков 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Басова отсутствуют шесть дорожных знаков 5.19.1, шесть знаков 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Достоевского отсутствуют два дорожных знака 5.19.1, предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - К. Маркса отсутствуют восемь дорожных знаков 5.19.1, восемь знаков 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. Суду представителем ответчика не представлено доказательство того, что на момент рассмотрения дела судом устранены нарушения действующего законодательства. Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией городского поселения в полной мере не выполнялись обязанности в сфере обеспечения законодательства о безопасности дорожного движения, что говорит о наличии бездействия со стороны администрации городского поселения города Усмани Липецкой области. Указанное бездействие администрации нарушает право неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Однако, суд не может согласиться с заявленными прокурором исковыми требованиями в полном объеме, поскольку в материалах дела имеется дислокация дорожных знаков улично-дорожной сети города Усмани по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой на перекрестке улиц Ленина - Революционная должен быть размещен дорожный знак 5.19.1 (пешеходный переход), предусмотренный п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Котова должны быть размещены четыре дорожных знака 5.19.1, четыре знака 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На пересечении улиц В. Вельяминова - Ленина должен быть размещен дорожный знак 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренный п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Комсомольская - Ленина должны быть размещены четыре дорожных знака 5.19.1, четыре знака 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Исполатова должны быть размещены четыре дорожных знака 5.19.1, четыре знака 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Басова должны быть размещены два дорожных знака 5.19.1, два знака 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - Достоевского должны быть размещены два дорожных знака 5.19.1, предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. На перекрестке улиц Ленина - К.Маркса должны быть размещены четыре дорожных знака 5.19.1, четыре знака 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, так как он является неопределенным. Следовательно, заявление прокурора Усманского района в защиту неопределенного круга лиц подано правомерно. Вышеуказанное позволяет суду частично удовлетворить заявленные прокурором Усманского района Липецкой области, действующим в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 194-199, 258 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения города Усмани Липецкой области удовлетворить частично. Признать бездействие администрации городского поселения города Усмани Липецкой области, выразившееся в неисполнении требований законодательства о безопасности дорожного движения, незаконным. Обязать администрацию городского поселения города Усмани Липецкой области установить на перекрестке улиц Ленина - Революционная дорожный знак 5.19.1 (пешеходный переход), на перекрестке улиц Ленина - Котова четыре дорожных знака 5.19.1, четыре знака 5.19.2 (пешеходный переход), на пересечении улиц В. Вельяминова - Ленина дорожный знак 5.19.2 (пешеходный переход), на перекрестке улиц Комсомольская - Ленина четыре дорожных знака 5.19.1, четыре знака 5.19.2 (пешеходный переход), на перекрестке улиц Ленина - Исполатова четыре дорожных знака 5.19.1, четыре знака 5.19.2 (пешеходный переход), на перекрестке улиц Ленина - Басова два дорожных знака 5.19.1, два знака 5.19.2 (пешеходный переход), на перекрестке улиц Ленина - Достоевского два дорожных знака 5.19.1, на перекрестке улиц Ленина- К.Маркса четыре дорожных знака 5.19.1, четыре знака 5.19.2 (пешеходный переход), предусмотренные п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-04. В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Усманский районный суд Липецкой области в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме. Председательствующий А.В. Ламонов