о взыскании единовременной денежной компенсации за автомобиль



     Дело год         

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2011 года       Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего     Пироговой М.В.

при секретаре       Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Веремьянина И.М. к Комитету по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области о взыскании единовременной денежной компенсации за автомобиль в размере 100 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Веремьянин И.М. обратился в суд с иском кКомитету по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области о взыскании единовременной денежной компенсации, указывая, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» как участник Великой Отечественной войны имел право на обеспечение автомобилем «Ока» в качестве средства реабилитации. В случае отказа от получения автомобиля, он вправе был получить единовременную денежную компенсацию в размере 100 000 руб.

Поскольку Комитет по социальной защите населения администрации Усманского района не обеспечил его автомобилем и не уведомил о праве на получение вместо автомобиля единовременной денежной компенсации в размере 100 000 руб., Веремьянин И.М. просит суд взыскать с ответчика указанную сумму в его пользу.

Определением от 27.07.2011 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление социальной защиты населения Липецкой области.

В судебном заседании Веремьянин И.М. поддержал исковые требования, объяснив, что является участником Великой Отечественной войны и имеет первую группу инвалидности. О том, что вместо автомобиля может быть выплачена единовременная денежная компенсация, он узнал лишь в 2011 году. Полагает, что ответчик должен был уведомить его о наличии такой возможности.

Представитель ответчика Комитета по социальной защите населения администрации Усманского района по доверенности Колесникова Е.С. иск не признала и объяснила, что до 01.01.2005 года льгота по обеспечению спецавтотранспортом предоставлялась инвалидам, имеющим заболевания или стойкие нарушения функций организма, значительно ограничивающие граждан в передвижении. Предоставление инвалидам спецавтотранспорта относилось к комплексу мер по обеспечению техническими средствами реабилитации и осуществлялось в соответствии с медицинскими показаниями, которые устанавливали бюро медико-социальной экспертизы. При этом все инвалиды, обратившиеся в бюро МСЭ до 01.01.2005 года, имели возможность пройти освидетельствование с целью установления медицинских показаний на обеспечение транспортным средством. С вступлением в силу с 01.01.2005 года Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ нормы законов, предусматривавшие обеспечение инвалидов транспортными средствами при наличии у них соответствующих медицинских показаний, утратили силу. Данная льгота наряду с некоторыми другими льготами данной категории граждан была трансформирована в ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). Веремьянин И.М. с 01.01.2005 г. получает единовременную денежную выплату как участник Великой Отечественной войны через ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе. С 01.01.2005 г. учреждениями МСЭ медицинские показания на получение транспортных средств реабилитации не устанавливаются. Указ Президента РФ от 06.05.2008 г. №685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 670 «О порядке предоставления автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам» были направлены на исполнение нереализованных государством обязательств в отношении инвалидов, которые до 01.01.2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с установленными медицинскими показаниями, но не были обеспечены спецавтотранспортом до указанной даты. До конца 2008 года все инвалиды, имевшие медицинские показания и состоявшие до 01.01.2005 г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ, были обеспечены автомобилями или единовременной денежной компенсацией в размере 100 000 рублей (по выбору). Веремьянин И.М. документы, являющиеся основанием для постановки на очередь на получение спецавтотранспорта, в том числе заключение медико-социальной экспертизы о нуждаемости в спецавтотранспорте в качестве средства реабилитации, в органы социальной защиты населения до 01.01.2005 года не предоставлял. В настоящее время действующим законодательством обеспечение инвалидов спецавтотранспортом не предусмотрено, поэтому просила в иске отказать.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив письменные возражения на иск, с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Веремьянин И.М. является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона РФ «О ветеранах», что подтверждается соответствующим удостоверением. Согласно исследованной в судебном заседании справке серии МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ истец является инвалидом первой группы вследствие общего заболевания.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, имели право на обеспечение органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации транспортными средствами (легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками).

Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 30 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ была признана утратившей силу с 01 января 2005 года.

При этом статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых указанным Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента РФ от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб. Инвалидам вследствие общего заболевания в соответствии с названным Указом Президента РФ от 06.05.2008 года взамен предоставления легкового автомобиля подлежит выплате единовременная денежная компенсацию в размере 100 000 рублей.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для выплаты инвалидам вследствие общего заболевания единовременной денежной компенсации в размере 100 000 рублей взамен предоставления автомобиля является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.

При этом органы социальной защиты населения обязаны были принимать и рассматривать обращения инвалидов, связанные с реализацией права на получение транспортных средств, давать ответы, совершать действия по постановке на учет по результатам рассмотрения обращений. Нормативно-правовыми актами, действовавшими до 1 января 2005 года (момента прекращения постановки инвалидов на учет), на органы социальной защиты населения не возлагалась обязанность по выявлению и извещению инвалидов, имеющих право на обеспечение транспортными средствами.

Таким образом, реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида как правообладателя.

Однако, как видно из материалов дела, истец по вопросу его постановки на учет для обеспечения специальным транспортным средством в органы социальной защиты населения до 01.01.2005 года не обращался. Данное обстоятельство не оспаривалось и истцом. Впервые вопрос о выплате единовременной денежной компенсации в размере 100 000 рублей истцом был затронут лишь в 2011 году при обращении с жалобой в государственные органы. Более того, как следует из объяснений истца, в органы МСЭ для получения заключения о нуждаемости по медицинским показаниям в обеспечении специальным транспортным средством он не обращался. Доказательства, свидетельствующие о том, что до 01.01.2005 года истец по медицинским показаниям нуждался в обеспечении специальным транспортным средством, в материалах дела отсутствуют.

Принимая во внимание, что по состоянию на 1 января 2005 года истец на учете в органах социальной защиты населения как инвалид вследствие общего заболевания, нуждающийся в обеспечении специальным транспортным средством либо в его замене в связи с истечением срока эксплуатации, не состоял, право на выплату денежной компенсации взамен бесплатного получения транспортного средства у него не возникло, поэтому правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Довод истца о праве на получение денежной компенсации взамен транспортного средства основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Веремьянина И.М. к Комитету по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области о взыскании единовременной денежной компенсации за автомобиль в размере 100 000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова

Мотивированное решение изготовлено 02.09.2011 года

Судья: М.В. Пирогова