Дело №г. ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 сентября 2011 года Усманский районный суд Липецкой области в составе: Председательствующего судьи Путилина Н.М. при секретаре Шестаковой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к автономной некоммерческой организации Биосферный полигон «Излегоще» об обязании разработать проект освоения лесов для арендуемого лесного участка, УСТАНОВИЛ: Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Усманский районный суд с указанным иском, из которого следует, что между Управлением лесного хозяйства Липецкой области и АНО Биосферный полигон «Излегоще» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды лесного участка площадью <данные изъяты>, имеющего месторасположение: <адрес> Участок предоставлен для целей ведения охотничьего хозяйства. В ходе проведения проверки было установлено, что АНО Биосферный полигон «Излегоще» не разработан проект освоения лесов. В результате этого, АНО Биосферный полигон «Излегоще» не обеспечиваются меры пожарной безопасности в лесах и иные требования рационального использования лесов. Согласно информации Управления лесного хозяйства Липецкой области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проект освоения лесов не представлен АНО Биосферный полигон «Излегоще» на государственную экспертизу. Таким образом, отсутствие проекта освоения лесов и неисполнение ответчиком требований действующего законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, создает опасность причинения вреда окружающей среде. С учетом изложенного, Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил суд обязать АНО Биосферный полигон «Излегоще» разработать проект освоения лесов для арендуемого лесного участка площадью <данные изъяты>, имеющего месторасположение: <адрес> и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы. В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, представитель ответчика АНО Биосферный полигон «Излегоще» и представитель третьего лица Управления лесного хозяйства Липецкой области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили. От Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в суд поступило заявление, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие и указывает на то, что поддерживает заявленные исковые требования. От представителя третьего лица - Управления Лесного хозяйства Липецкой области в суд также поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, представителя ответчика АНО Биосферный полигон «Излегоще» и представителя третьего лица Управления лесного хозяйства Липецкой области в порядке заочного производства. Изучив материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской В соответствии с ч. 1 ст. 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Исходя из ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 Лесного кодекса РФ, подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3)проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Исходя из ч. 1, 2, 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Таким образом, законодательно однозначно закреплено, что с целью рационального, безопасного использования лесов и их охраны, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду и постоянное (бессрочное) пользование обязаны в установленном порядке разрабатывать проекты освоения лесов с проведением последующей государственной экспертизы проектов. Как следует из материалов дела между Управлением лесного хозяйства Липецкой области и АНО Биосферный полигон «Излегоще» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды лесного участка площадью <данные изъяты>, имеющего месторасположение: <адрес> Участок предоставлен для целей ведения охотничьего хозяйства. Пунктом 11 договора к обязанностям арендатора отнесено в установленном законе порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. В ходе проведения проверки было установлено, что АНО Биосферный полигон «Излегоще» не разработан проект освоения лесов. В результате этого, АНО Биосферный полигон «Излегоще» не обеспечиваются меры пожарной безопасности в лесах и иные требования рационального использования лесов. Согласно информации Управления лесного хозяйства Липецкой области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проект освоения лесов не представлен АНО Биосферный полигон «Излегоще» на государственную экспертизу. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств, подтверждающих разработку проекта освоения лесов, получения положительного заключения государственной экспертизы представителем ответчика в судебное заседание представлено не было. Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета Усманского муниципального района в сумме <данные изъяты> руб. Указанные выше обстоятельства, как каждое в отдельности, так и все в совокупности, являются основанием для удовлетворения иска. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 56, 103, 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к автономной некоммерческой организации Биосферный полигон «Излегоще» удовлетворить. Обязать АНО Биосферный полигон «Излегоще» разработать проект освоения лесов для арендуемого лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы. Взыскать с АНО Биосферный полигон «Излегоще» государственную пошлину в доход бюджета Усманского муниципального района Липецкой области в размере <данные изъяты> рублей. Ответчик вправе подать в Усманский районный суд Липецкой области, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии данного решения. Решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Усманский районный суд Липецкой области в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий Путилин Н.М.
Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без
предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных
ресурсов. Использование лесов может быть следующих видов: заготовка
древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных
ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных
растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение
сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской
деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.