о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда



     Дело       

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2012 года       Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего     Пироговой М.В.

при секретаре       Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Куйвынова Г.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда,

УСТАНОВИЛ:

Куйвынов Г.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.

Из искового заявления следует, что истец с 20.02.1987 г. по 01.01.1997 г. работал в <данные изъяты> водителем по выгрузке горной массы, с 20.05.2003 г. по 30.04.2004 г. - в <данные изъяты> с 03.05.2004 г. по 22.10.2004 г. - в <данные изъяты> в качестве машиниста погрузчика, с 22.05.2007 г. по 18.07.2008 г. - в <данные изъяты> в качестве водителя по перевозке горной массы из карьера.

27.05.2011 г. истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, представив для этого необходимый пакет документов. Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия льготного стажа работы. При этом ни один из указанных периодов работы не был включен в льготный стаж истца.

Истец не согласен с решением ответчика, поскольку он работал в должностях, предусмотренных Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, что подтверждается предоставленными им справками, уточняющими характер работы.

В этой связи Куйвынов Г.В. просит суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включив в льготный стаж указанные выше периоды, и назначить ему пенсию с 27.05.2011 г.

В судебном заседании Куйвынов Г.В. уточнил заявленные требования, дополнив их требованием о включении в страховой стаж периодов его работы в <данные изъяты> <данные изъяты> с 26.07.2010 г. по 26.05.2011 года. В обоснование иска объяснил, что в <данные изъяты> он работал водителем по вывозке горной массы на автомобиле «БЕЛАЗ». Предприятие было золотодобывающим. Технологический процесс добычи золота включал в себя единую линию по добыче руды и извлечению из нее золота. В его обязанности входила транспортировка руды из карьера на перерабатывающую фабрику, где руда сортировалась, дробилась и измельчалась, полученное золото формировалось в слитки. Автомобиль им использовался исключительно для перевозки руды от места ее добычи до места переработки. Условия труда были тяжелые, присутствовала большая запыленность, в том числе кварцевая пыль. Работали по 12 часов. За вредные условия труда им выдавалось молоко. В <данные изъяты> он работал машинистом погрузчика, в его обязанности входила погрузка руды в автомобили для вывозки на перерабатывающую фабрику. В <данные изъяты> он выполнял те же обязанности, что и в <данные изъяты> Во время работы в <данные изъяты> предприятием производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. Сведения об отчислении страховых взносов <данные изъяты> отсутствуют. С 26.07.2010 г. по настоящее время он работает вахтовым методом в <данные изъяты> в качестве бетонщика. Данный период необоснованно не был засчитан ему в страховой стаж.

Представитель ответчика по доверенности Коробкина Л.А. возражала против удовлетворения иска и объяснила, что правом на пенсию по Списку № 2 пользуются «водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе» и «водители погрузчиков, занятые погрузкой горной массы». Представленные истцом документы содержат неполные сведения о характере работы и условиях труда. Период работы истца в <данные изъяты> не был засчитан ему в страховой стаж, поскольку на момент обращения за установлением пенсии в отношении данного периода отсутствовали сведения индивидуального (персонифицированного) учета. В настоящее время такие сведения поступили в ГУУПФР в Усманском районе, согласно которым Куйвынов Г.В. действительно работал в <данные изъяты>.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В силу п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пунктом 2 указанной выше статьи предусмотрено, чтосписки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. №537 «О СПИСКАХ ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ ДОСРОЧНО НАЗНАЧАЕТСЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ РАБОТНИКАМ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:

б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

В соответствии со "Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на досрочную трудовую пенсию имеют "водители автомобилей, занятые на транспортировании горной массы в технологическом процессе" (2010100а-11442), «машинисты погрузочных машин» (2010100а-14002).

В соответствии с п.п.4,6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, при подсчете страхового стажа подтверждаются:

периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из материалов дела следует, что 27.05.2011 года Куйвынов Г.В. обратился в ГУ УПФР в Усманском районе с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости по правилам п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием льготного стажа работы; установлен специальный стаж - 0 лет 0 месяцев 0 дней, страховой стаж - 23 года 2 месяца 25 дней.

Согласно трудовой книжке Куйвынов Г.В. с 20.02.1987 г. по 01.01.1997 г. работал в <данные изъяты> водителем по вывозке горной массы из карьера, с 20.05.2003 г. по 30.04.2004 г. - в <данные изъяты>, с 03.05.2004 г. по 22.10.2004 г. - в <данные изъяты> в качестве машиниста погрузчика, с 22.05.2007 г. по 18.07.2008 г. - в <данные изъяты> в качестве водителя по перевозке горной массы из карьера с месторождения <данные изъяты>

Согласно архивной справке Государственного архива Актогайского района Карагандинской области от 19.05.2011 г. № К-149/4-1 Куйвынов Г.В. был принят в <данные изъяты> в качестве водителя по вывозке горной массы из карьера с 20.02.1987 г. Распоряжением президента компании №50 от 05.02.1996 г. он был переведен водителем в СЭБ с 05.01.1996 г. <данные изъяты> была преобразована в <данные изъяты> впоследствии - в <данные изъяты>», которое 14.03.2005 года было ликвидировано.

Из объяснений истца следует, что в <данные изъяты> технологический процесс добычи золота включал в себя единую линию по добыче руды и извлечению из нее золота. В его обязанности входила транспортировка руды из карьера на перерабатывающую фабрику, где руда сортировалась, дробилась и измельчалась, полученное золото формировалось в слитки. Автомобиль им использовался исключительно для перевозки руды от места ее добычи до места переработки.

Согласно справке <данные изъяты> от 18.11.2011 г. Куйвынов Г.В. в период работы в артели старателей <данные изъяты> был занят в качестве водителя по транспортировке горной массы в технологическом процессе.

Анализируя указанные выше доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец в период работы в Артели старателей <данные изъяты> с 20.02.1987 г. по 04.01.1996 года, будучи водителем автомобиля, был занят на транспортировании горной массы в технологическом процессе, поскольку транспортировка руды до места ее переработки является частью единой линии по добыче золота, начиная от извлечения руды из недр, ее погрузки, транспортирования до места переработки и заканчивая извлечением из руды золота. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено. Сведений о сокращенном рабочем времени либо ином его режиме в материалах дела не имеется и ответчиком таких доказательств не представлено.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ответчика включить в специальный стаж истца по Списку №2 период его работы в <данные изъяты> с 20.02.1987 г. по 04.01.1996 года (8 лет 10 мес. 15 дней).

Суд находит подлежащим удовлетворению и требование истца о включении в специальный стаж периодов его работы с 20.05.2003 г. по 30.04.2004 г. (11 мес.11 дн.) и с 03.05.2004 г. по 22.10.2004 г. (5 мес.20 дн.) в <данные изъяты> в качестве машиниста погрузчика, поскольку он являлся машинистом погрузочной машины, занятым на погрузке горной массы на обогатительной фабрике, что подтверждается справкой <данные изъяты> от 21.11.2011 года и трудовой книжкой истца. Кроме того, данное обстоятельство не опровергнуто ответчиком.

Согласно пункту 2 статьи 10 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., подписанным данными государствами, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Согласно статьям 1 и 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.

Между тем, в соответствии с пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно информации Алматинского городского филиала Государственного центра по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 01.09.2009 г. <данные изъяты> производили платежи в Пенсионный фонд за Куйвынова Г.В. Суд находит данный документ допустимым доказательством для подтверждения факта уплаты работодателем страховых взносов за истца в оспариваемый период.

С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ответчика включить Куйвынову Г.В. в страховой и специальный стаж периоды его работы с 20.05.2003 г. по 30.04.2004 г. и с 03.05.2004 г. по 22.10.2004 г. в <данные изъяты>.

Требование истца о включении в стаж периода его работы в <данные изъяты> в качестве водителя по перевозке горной массы из карьера с месторождения <данные изъяты> не может быть удовлетворено судом, поскольку из содержания справки Алматинского городского филиала Государственного центра по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан следует, что данной организацией страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование за Куйвынова Г.В. не уплачивались, что и не было опровергнуто истцом.

Требование истца о включении в страховой стаж периода его работы в <данные изъяты> с 26.07.2010 г. по 26.05.2011 года (10 мес. 1 день) суд находит подлежащим удовлетворению, поскольку данная трудовая деятельность проходила на территории Российской Федерации и подтверждается сведениями как трудовой книжки, так и индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца.

Таким образом, специальный стаж работы истца с учетом удовлетворенных исковых требований составляет 10 лет 03 месяца 16 дней (08.10.15 + 00.11.11 + 00.05.20), страховой стаж - 25 лет 5 мес. 27 дней (23.02.25 (по протоколу) + 00.11.11 + 00.05.20 + 00.10.01), что дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 4 года.

При этом, в случае удовлетворения судом требования истца о включении в специальный стаж периода работы в <данные изъяты> с 22.05.2007 г. по 18.07.2008 г. (1 год 1 мес. 27 дней), истец не приобрел бы право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, поскольку его специальный стаж составил бы менее 12 лет 6 месяцев (10.03.16 + 01.01.27 = 11.05.13).

Согласно ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее.

Поскольку истец на момент обращения за установлением пенсии не достиг возраста 56 лет (дата рождения 03.06.1956 года), суд не усматривает оснований для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Куйвынова Г.В. удовлетворить частично:

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области включить Куйвынову Г.В. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и в страховой стаж периоды работы:

с 20.02.1987 г. по 04.01.1996 года - в <данные изъяты> (список № 2),

с 20.05.2003 г. по 30.04.2004 г. и с 03.05.2004 г. по 22.10.2004 г. - в <данные изъяты> (список №2);

в страховой стаж:

с 26.07.2010 г. по 26.05.2011 г. - в <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова