о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения и возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов



Дело г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ                          

Именем Российской Федерации

23 января 2012г.         Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего:      Путилина Н.М.

при секретаре          Губине С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Завальновского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения и возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Завальновского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения и возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Из искового заявления следует, что на территории сельского поселения Завальновского сельского Совета на земельном участке сельскохозяйственного назначения (номер кадастрового квартала ), расположенном в 200 м. на северо-восток от с. Завальное Усманского района Липецкой области, общей площадью 0,2 га, допущен сброс твердых бытовых отходов (строительного мусора, отходов бумаги, использованных полиэтиленовых мешков, остатков полиэтиленовой пленки, пластиковых бутылок, битого стекла).

Данное нарушение привело к захламлению вышеуказанного земельного участка, что исключает возможность его использования для сельскохозяйственного производства.

С учетом изложенного, Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил суд обязать ответчика организовать сбор и вывоз отмеченных отходов на специально отведенное место.

В судебное заседание Липецкий межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, извещенный надлежащим образом о времени судебного заседания, не явился, письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковое заявление поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Никольского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области, третьего лица - Управления Россельхознадзора по Липецкой области, надлежащим образомизвещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Согласно пункту 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.18 ст.11 «Устава сельского поселения Завальновского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области», к вопросам местного значения сельского поселения, решаемым органами местного самоуправления, относится вопрос организации сброса и вывоза бытовых отходов и мусора.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что администрацией сельского поселения Завальновского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

В судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения Завальновского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области на земельном участке сельскохозяйственного назначения (номер кадастрового квартала , расположенном в 200 м. на северо-восток от с. Завальное Усманского района Липецкой области, общей площадью 0,2 га, допущен сброс твердых бытовых отходов (строительного мусора, отходов бумаги, использованных полиэтиленовых мешков, остатков полиэтиленовой пленки, пластиковых бутылок, битого стекла).

Данные факты подтверждаются Протоколом об административном правонарушении Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года, Постановлением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года, Предписанием Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года об устранении нарушения земельного законодательства.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу ст. ст. 42, 78 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей

В связи, с чем неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и приводит к захламлению вышеуказанного земельного участка.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, возложении обязанности на администрацию сельского поселения Завальновского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

При таких обстоятельствах иск Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Завальновского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Завальновского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Завальновского сельского Совета Усманского муниципального района Липецкой области организовать сбор и вывоз бытовых отходов, размещенных на земельном участке, категории земель сельскохозяйственного назначения (номер кадастрового квартала 48:16:1150103), расположенном в 200 м. на северо-восток от с. Завальное Усманского района Липецкой области, общей площадью 0,2 га, на специально отведенное место.

Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.

Ответчик вправе подать в Усманский районный суд Липецкой области, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии данного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения Усманского районного суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 15 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                 Путилин Н.М.