решение о частичном удовлетворении исковых требований



     Дело       

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 июня 2012 года       Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего     Пироговой М.В.

при секретаре       Ждановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани гражданское дело по иску Маликова А.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда,

УСТАНОВИЛ:

Маликов А.М. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости.

Из искового заявления следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Усманском районе № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы. При этом комиссией не были включены в специальный стаж истца периоды его работы в должности машиниста аммиачных холодильных установок с 20.07.1989 г. по 27.06.1999 г. в совхозе <данные изъяты> с 28.06.1999 г. по 13.06.2003 г. в <данные изъяты>, с 23.07.2003 г. по 31.03.2008 г. в <данные изъяты>, с 01.04.2008 г. по 31.10.2008 г. в <данные изъяты>

Истец не согласен с указанным решением ответчика, посколькуон работал в должности машиниста холодильных установок и обслуживал аммиачно-холодильные установки. Данная должность предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета сведений, подтверждающих льготный характер, не является основанием для отказа в назначении пенсии.

В этой связи Маликов А.И. просит суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включив ему в специальный стаж указанные выше периоды работы, и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 19.04.2012 г.

В судебном заседании Маликов А.И. и его представитель по ордеру Сорокин М.В. поддержали заявленные требования, объяснив, что во всех указанных ими организациях имелись только аммиачно-холодильные установки, которые обслуживали машинисты холодильных установок. За работу в указанной должности машинистам, в том числе и истцу, предоставлялось молоко, дополнительный отпуск в количестве 6 рабочих дней. В трудовой книжке истца указано неточное наименование его должности, что явилось основанием для отказа в назначении трудовой пенсии по старости. Другим машинистам холодильных установок, работавшим с ним в спорный период, была назначена пенсия на льготных условиях. Расходы, понесенные в связи с обращением в суд, в том числе, и по уплате государственной пошлины, просили с ответчика не взыскивать.

Представитель ответчика по доверенности Коробкина Л.А. возражала против удовлетворения иска и объяснила, что правом на пенсию по Списку № 2 пользуются «машинисты холодильных установок, обслуживающие аммиачно-холодильные установки». Должность, указанная в трудовой книжке истца, данным Списком не поименована; справку, уточняющую характер работы в совхозе «Усманский», он не представил, в выписке из лицевого счета застрахованного лица организациями не проставлен код особых условий труда, поэтому оснований для назначения истцу трудовой пенсии по старости не имеется.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 2 указанной выше статьи предусмотрено, чтосписки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. №537 «О СПИСКАХ ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ ДОСРОЧНО НАЗНАЧАЕТСЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ РАБОТНИКАМ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке:

б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

В соответствии с п.п.4,6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, при подсчете страхового стажа подтверждаются:

периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно трудовой книжке Маликов А.М. с 20.07.1989 г. по 27.06.1999 г. работал в совхозе <данные изъяты> (реорганизованном в ЗАО по плодоводству <данные изъяты> в качестве машиниста холодильных аммиачных установок фруктохранилища; с 28.06.1999 г. по 13.06.2003 г. - в филиале ГУУФПС СП <данные изъяты> в качестве машиниста аммиачных холодильных установок в отделении №3; с 23.07.2003 г. по 31.03.2008 г. - в <данные изъяты> в качестве машиниста холодильных установок, обслуживающего аммиачные холодильные установки; с 01.04.2008 г. по 31.10.2008 г. - в <данные изъяты> в качестве машиниста аммиачно-холодильных установок.

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по правилам п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При этом указанные периоды работы не были засчитаны истцу в специальный стаж, дающий право на пенсию, поскольку должность машиниста аммиачных холодильных установок не поименована Списком № 2, и в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного Маликова А.М. отсутствуют сведения о льготном характере его работы.

Списком №2 в разделе XXXIII "Общие профессии" предусмотрена профессия "машинисты холодильных установок, обслуживающие аммиачно-холодильные установки" - код позиции 23200000-14341.

В ЕТКС-1, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 года №31/3-30 в перечне профессий рабочих, общих для всех отраслей народного хозяйства, предусмотрена профессия «машинист холодильных установок».

Из представленных в суд копий архивных документов: приказов по совхозу <данные изъяты>, коллективного договора, протокола заседания квалификационной комиссии по проверке знаний устройства и правил эксплуатации аммиачных холодильных установок усматривается, что в совхозе <данные изъяты> имелись аммиачно-холодильные установки, которые обслуживали машинисты холодильных установок. За ФИО9 с вредными условиями труда им предоставлялся дополнительный отпуск в количестве 6 дней, выдавалось спецпитание - молоко.

Суду были также представлены трудовые книжки П.В.Я., Р.Ю.В., С.С.Г., З.В.И., Ж.В.Н.., работавших в совхозе <данные изъяты> совместно с истцом в должности машиниста аммиачных холодильных установок (так записано в трудовой книжке).

ЗАО по плодоводству <данные изъяты> (правопреемника совхоза <данные изъяты> в 1999 году был ликвидирован на основании решения Арбитражного суда Липецкой области.

Анализируя указанные выше доказательства в их совокупности, а также лицевые счета по заработной плате истца за спорный период, суд приходит к выводу о том, что Маликов А.М. в течение полного рабочего дня работал в совхозе <данные изъяты> в период с 20.07.1989 г. по 27.06.1999 г. в должности машиниста холодильных установок, обслуживающего аммиачно-холодильные установки, поэтому данный период работы подлежит включению в специальный стаж (9 лет 11 месяцев 8 дней).

Маликов А.М. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 14.03.1999 года.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Маликова А.М. ГУУФПС СП <данные изъяты> отразило в сведениях о стаже льготный характер работы истца лишь за 2002 год, в остальных периодах работы код особых условий труда не поставлен. Данная организация была ликвидирована в 2004 году, что подтверждается приказом по ГУ УФПС Липецкой области от 09.04.2004 г. № 9.

Между тем в материалах дела имеется справка ГУУФПС СП <данные изъяты> выданная Маликову А.М. 19.09.2003 года, согласно которой он с 28.06.1999 г. по 13.06.2003 г. полный рабочий день работал в качестве машиниста аммиачно-холодильных установок, обслуживающего аммиачно-холодильные установки. Кроме того, в деле имеется архивная выписка из приказа № 164-к от 13.06.2003 г., согласно которой Маликов А.М. был уволен с работы как машинист холодильных установок, обслуживающий аммиачно-холодильные установки, а также справка ГУУФПС СП <данные изъяты> о наличии в производстве стационарной холодильной установки, работающей по замкнутому циклу с использованием аммиака в качестве холодильного реагента.

Таким образом, у суда имеется достаточно данных полагать, что Маликов А.М. в период с 28.06.1999 г. по 13.06.2003 г. в течение полного рабочего дня выполнял работу по профессии, предусмотренной Списком №2 в разделе XXXIII "Общие профессии", код позиции 23200000-14341, следовательно, данный период подлежит включению в специальный стаж истца (3 года 11 месяцев 16 дней).

Отсутствие в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за период с 28.06.1999 г. по 31.12.2001 г. и с 01.01.2003 г. по 13.06.2003 г. кода особых условий труда не может являться основанием для отказа в предоставлении льготного пенсионного обеспечения, поскольку предоставление таких сведений не зависит от волеизъявления работника.

По аналогичным основаниям подлежит включению в специальный стаж истца и период его работы в <данные изъяты> с 23.07.2003 г. по 31.03.2008 г. (4 года 8 месяцев 8 дней), поскольку занятость истца по льготной профессии подтверждается как записью в его трудовой книжке, так и справкой <данные изъяты> от 31.03.2008 г., уточняющей особый характер работы. Оснований сомневаться в достоверности данной справки у суда не имеется. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представлено.

Однако требование истца о включении в специальный стаж периода его работы в <данные изъяты> с 01.04.2008 г. по 31.10.2008 г. удовлетворению не подлежит, поскольку, кроме трудовой книжки, истцом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о его полной занятости в качестве машиниста холодильных установок, обслуживающего аммиачно-холодильные установки. В выписке из лицевого счета застрахованного лица полностью отсутствуют какие-либо сведения о работе истца в данной организации.

Таким образом, специальный стаж работы истца с учетом удовлетворенных исковых требований составляет 18 лет 7 месяцев 2 дня, что дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет.

В соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Поскольку истец с 26.04.1986 г. по 31.01.1998 г. проживал на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, то он имеет право на снижение возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», дополнительно на 3 года.

Согласно ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на нее.

В судебном заседании установлено, что Маликов А.М. обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по правилам п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», 22.03.2012 года, однако, право на пенсию приобрел только по достижении возраста 52-х лет, т.е. с 19.04.2012 года.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика назначить истцу указанную пенсию с 19.04.2012 года.

         По просьбе истца суд полагает возможным не взыскивать с ответчика судебные расходы, понесенные истцом в связи с рассмотрением настоящего дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Маликова А.М. удовлетворить частично:

Признать за Маликовым А.М. право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», включив в специальный стаж периоды работы в должности машиниста холодильных установок, обслуживающего аммиачно-холодильные установки, с 20.07.1989 г. по 27.06.1999 г. в совхозе «<данные изъяты>», с 28.06.1999 г. по 13.06.2003 г. - в филиале ГУУФПС СП <данные изъяты> с 23.07.2003 г. по 31.03.2008 г. - в <данные изъяты>

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области назначить Маликову А.М. досрочную трудовую пенсию по старости с 19.04.2012 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: М.В. Пирогова