об оспаривании бездействия, связанного с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органа МСУ



Дело

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2012 года        г. Усмань

Усманский районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи                                                 Пироговой М.В.,

при секретаре        Ждановой Н.А.,

с участием прокурора-помощника прокурора Усманского района Кунаковской Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усмани дело по иску прокурора Усманского района Липецкой области в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Дмитриевского сельского совета Усманского муниципального района Липецкой области об оспаривании бездействия, связанного с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского Дмитриевского сельского совета Усманского муниципального района Липецкой области об оспаривании бездействия, связанного с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления.

Из искового заявления следует, что Прокуратурой Усманского района проведена проверка соблюдения Закона РФ от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в Администрации сельского поселения Дмитриевского сельского совета Усманского муниципального района Липецкой области в части размещения информации о деятельности органа местного самоуправления на официальном сайте администрации Усманского района. В ходе проведения проверки установлено, что Администрацией сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области до настоящего времени не разработаны соответствующие перечни информации, предусмотренные вышеуказанным законом, и не обеспечен к ней доступ гражданам посредством сети «Интернет». При этом администрацией Усманского муниципального района Липецкой области 09.05.2008 года в сети «Интернет» создан официальный сайт, адрес «Интернет-портала»- http://www.usmadm.ru. На данном сайте все администрации сельских поселений района имеют свои страницы и доступ к ним. В соответствии с ч.7 ст.14 Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Согласно п.1 ч.1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления для разрешения вопросов местного значения обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов. Однако до настоящего времени администраций сельского поселения Дмитриевского сельсовета не разработаны нормативные правовые акты по вопросам, изложенным в Федеральном законе от 25.12.2008 года № 273-ФЗ. Администрацией сельского поселения Дмитриевского сельсовета на используемой странице официального сайта администрации Усманского района размещена лишь информация о территориальном составе сельского поселения, адресе и штате работников администрации сельского поселения, а также социально-экономическом развитии муниципального образования, что не соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Непринятие администрацией сельского поселения перечней информации о своей деятельности и необеспечение к ней доступа неопределенного круга лиц посредством сети «Интернет» препятствует исполнению требований данного федерального закона и нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования, так как делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства и местного самоуправления в сфере открытости деятельности органов власти, а также создает барьеры реализации гражданами своих прав на получение такой информации.

В этой связи Прокурор Усманского района просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, обязать Администрацию сельского поселения Дмитриевского сельсовета в двухмесячный срок в целях реализации положений п.2 ст.6, ч.1 ст.10, ст.13 и ч.7 ст.14 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» разработать перечни информации о своей деятельности и обеспечить к ней доступ на используемой странице официального сайта администрации Усманского муниципального района в сети «Интернет».

В судебном заседании представитель Прокуратуры Усманского района Липецкой области - помощник прокурора Кунаковская Н.С. поддержала исковые требования в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика - Администрации сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Администрации Усманского муниципального района Липецкой области по доверенности Долгих Г.Н. оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации может обеспечиваться помимо прочих способом размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети « Интернет».

Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актамирегламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований Закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий (ст. 9 Закона).

В ч. 1 ст. 10 указанного Закона установлено требование о размещении информации о своей деятельности государственными органами, органами местного самоуправления в сети «Интернет». При этом должны быть созданы официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Эта обязанность возлагается и на государственные органы и на органы местного самоуправления. Органам местного самоуправления, которые в связи с материальными или иными обстоятельствами не имеют возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», Закон позволяет размещать указанную информацию на сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

В ст. 13 Закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ изложено содержание информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления. Она включает в себя:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру государственного органа, органа местного
самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), но-
мера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного
самоуправления;

б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных ор-
ганов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, опреде-
ляющих эти полномочия, задачи и функции;

в) перечень территориальных органов и представительств государствен-
ного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а
также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера теле
фонов справочных служб указанных органов и представительств;

г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об
их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты
(при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных орга-
низаций;

д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных
подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при
наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных
подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, име-
на, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров,
находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправ-
ления, подведомственных организаций;

ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государст-
венным органом, органом местного самоуправления (при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, му-
ниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления,
включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими си
лу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной
регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в
случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых ак-
тов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы государственной влас-
ти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных право-
вых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образова-
ний;

в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответ-
ствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на по-
ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и му-
ниципальных нужд;

г) административные регламенты, стандарты государственных и муници-
пальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, при-
нимаемых государственным органом, его территориальными органами, орга-
ном местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и
иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми ак-
тами;

е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений,
принятых государственным органом, его территориальными органами, муни-
ципальных правовых актов;

3) информацию об участии государственного органа, органа местного са-
моуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

  1. информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  2. информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
  3. тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;
  4. статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и
динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельно-
сти, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа,
органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании государственным органом, его территори-
альными органами, органом местного самоуправления, подведомственными ор-
ганизациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным пред-
принимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по
платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа
местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на государственную службу, муници-
пальную службу;

б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имею-
щихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных
должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправ-
ления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных
должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной
службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по во-
просу замещения вакантных должностей в государственном органе, его терри-
ториальных органах, органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государст-
венному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием
почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов,
по которым можно получить информацию справочного характера об этих обра-
зовательных учреждениях;

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе пред-
ставителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, госу-
дарственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения
их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного
должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема
лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения
их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить инфор-
мацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта,
а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений
и принятых мерах.

На основании этого сводного перечня государственными органами и органами местного самоуправления утверждаются конкретизированные (с учетом особенностей деятельности системы органов либо отдельного органа) перечни информации, подлежащей размещению в сети «Интернет».

В соответствии с ч. 7 ст. 14 Закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Администрацией сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района до настоящего времени не разработаны соответствующие перечни информации, предусмотренной вышеуказанным Законом, и не обеспечен к ней доступ гражданам посредством сети «Интернет», что подтверждается письменным сообщением главы администрации данного сельского поселения.

Администрацией Усманского муниципального района Липецкой области 09.05.2008 в сети «Интернет» создан официальный сайт, адрес «Интернет-портала» - http://www.usmadm.ru. На данном сайте все администрации сельских поселений района имеют свои страницы и доступ к ним.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Одним из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации выступает публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Согласно статье 24 Конституции РФ в Российской Федерации закрепляется обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Администрацией сельского поселения Дмитриевского сельсовета на используемой странице официального сайта администрации Усманского района размещена лишь информация о территориальном составе сельского поселения, адресе и штате работников администрации сельского поселения, а также социально-экономическом развитии муниципального образования, что не соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Непринятие администрацией сельского поселения перечней информации о своей деятельности и необеспечение к ней доступа неопределенного круга лиц посредством сети «Интернет» препятствует исполнению требований данного федерального закона и нарушает интересы Российской Федерации и муниципального образования, т.к. делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства и местного самоуправления в сфере открытости деятельности органов власти, а также создает барьеры реализации гражданами своих прав на получение такой информации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов Российской Федерации и муниципальных образований.

Указанные выше обстоятельства, как каждое в отдельности, так и все в совокупности, являются основанием для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45,194-198,233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц удовлетворить:

Признатьнезаконным бездействие Администрации сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области, связанное с неосуществлением мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления.

Обязать Администрацию сельского поселения Дмитриевского сельсовета Усманского муниципального района Липецкой области разработать перечни информации о своей деятельности и обеспечить к ней доступ на используемой странице официального сайта Администрации Усманского муниципального района Липецкой области в сети «Интернет».

Ответчик вправе подать в Усманский районный суд Липецкой области заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии данного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:                                         М.В. Пирогова