Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ5 апреля 2011 года г. Усмань
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Пироговой М.В.,
при секретаре Ждановой Н.А.,
с участием прокурора - помощника прокурора Усманского района Черных С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усмани дело по иску Петрова С.А. к ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» о взыскании страховой выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Петров С.А. обратился в суд с иском к ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» о взыскании страховой выплаты в размере <данные изъяты>. с каждого, указывая, что 26.07.2009 года им была получена бытовая травма - <данные изъяты>, что относится к легкой травме. На момент получения травмы и по настоящее время он работает в <данные изъяты> УФСИН России по Воронежской области». Его оклад месячного денежного содержания составляет <данные изъяты>. Для получения страховой выплаты им было подано заявление в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», которое оставлено без удовлетворения с указанием на то, что документы поступили по окончании срока действия Государственного контракта. Им также было подано заявление в ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ»о страховой выплате, в которой ему было отказано по причине того, что страховой случай произошел с ним не в период действия государственного контракта, т.е. до 01.01.2010 г.
В судебном заседании Петров С.А. поддержал иск, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. Поскольку он не знает, кто именно из ответчиков должен ему произвести страховую выплату, то предъявил иск к обоим ответчикам.
Представитель ответчика ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представив в суд письменный отзыв на иск, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Из отзыва следует, что ответчик иск не признает, поскольку страховой случай с истцом произошел в период действия государственного контракта, заключенного с ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», что является основанием для возникновения у данного страховщика обязательства по выплате страховой суммы. Государственный контракт, заключенный с ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ», распространяется лишь на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 года. В действиях истца усматривает неосновательно предъявленный иск в отношении ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ», поэтому просит суд взыскать с истца в свою пользу компенсацию за фактическую потерю времени в размере <данные изъяты>.
Представитель третьего лица УФСИН России по Воронежской области в судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Просил взыскать страховую выплату в пользу Петрова С.А. с ЗАО «Страховая Группа «Спасские ворота».
Представитель третьего лица ФСИН России по доверенности Борщева Н.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований Петрова С.А. к ЗАО «Страховая Группа «Спасские ворота», поскольку страховой случай произошел с ним в период действия государственного контракта, заключенного с данным страховщиком.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, находит исковые требования к ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу п.1 ст.936 ГК РФ обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на котороевозложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы по день окончания службы (ст.1).
Страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии) (ст.4).
Размер страховой суммы в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов легкого увечья (ранения, травмы, контузии) составляет 5 окладов (п.2 ст.5 Закона).
Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:
наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;
является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или самоубийства застрахованного лица (п.1 ст.10 Закона).
Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации (ст.11).
Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.
Выплата страховых сумы производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате (ст.11 Закона).
Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования (п.2 ст.957 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что Петров С.А. с 19.04.2006 года по настоящее время работает в <данные изъяты> УФСИН России по Воронежской области» в должности <данные изъяты>. 26.07.2009 года Петров С.А. получил травму в быту, которая, согласно справке ВВК от 18.12.2009 г. № 49/1061, относится к легкому увечью.
В период с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы осуществляло ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», а с 14.01.2010 года по 31.12.2010 года - ООО «Страховая компания «СОГАЗ-ЖИЗНЬ».
26.04.2010 г. <данные изъяты> УФСИН России по Воронежской области» в отношении истца были направлены документы в ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» для выплаты ему страховой суммы в размере 5 окладов в связи с получением в период прохождения службы легкой травмы. Однако 16.07.2010 г. ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» было отказано в выплате страховой суммы истцу, мотивируя тем, что срок действия государственного контракта закончился 31.12.2009 года. Государственным контрактом была предусмотрена обязанность страховщика производить выплаты по страховым случаям, о которых было письменно заявлено до 31.12.2009 года.
04.08.2010 года указанные документы <данные изъяты> УФСИН России по Воронежской области были направлены в ООО «Страховая компания «СОГАЗ-ЖИЗНЬ», которое своим письмом от 24.08.2010 года также отказало истцу в выплате страховой суммы, мотивируя тем, что обязательства по заключенному государственному контракту распространяются только на страховые случаи, наступившие в 2010 году.
Согласно Государственному контракту, заключенному 24.12.2008 года между ФСИН России и ЗАО «Страховая Группа «Спасские ворота», его предметом является оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы (далее застрахованные лица) (п.1.1). Срок действия контракта с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года (п.16.1).
Страховым случаем по условиям данного контракта является, в том числе, получение застрахованным лицом в период прохождения службы легкого увечья (ранения, травмы, контузии) (п.3.1.3).
Пунктом 9.8 Государственного контракта действительно предусмотрено, что ответственность страховщика по выплате страховых сумм распространяется на страховые случаи, заявленные ему (о наступлении, которых страховщику стало известно) со дня вступления в силу и по день окончания срока действия настоящего контракта.
В то же время выплата страховых сумм (п.9.1) производится на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая, в соответствии с Перечнем документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 г. № 855, согласно которому заключение о степени тяжести увечья является необходимым. Истец после полученной травмы находился на амбулаторном лечении; заключение о степени тяжести травмы было составлено в декабре 2009 года, следовательно, ранее указанной даты истец, равно как и страхователь, не могли обратиться с заявлением о выплате страховой суммы.
Основания для освобождения страховщика от выплаты страховой суммы предусмотрены разделом 11 Государственного контракта, данный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, в соответствии с ч.ч.2, 4 ст.6 Закона договор страхования заключается в письменной форме на один календарный год. Правоотношения между страхователем и страховщиком возникают после заключения договора страхования.
Согласно ч.2 ст.9 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Пункт 9 Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от 13.04.2006 г. № 114, в соответствии со ст.4 Закона устанавливает страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, с наступлением которых возникает право на получение страховой суммы.
При таких обстоятельствах, единственным основанием для осуществления страховой выплаты сотруднику УИС является наступление страхового случая, предусмотренного законодательством об обязательном страховании сотрудников УИС (т.е. дата наступления страхового случая).
При этом данный страховой случай должен произойти с сотрудником УИС в течение срока действия договора страхования.
Законодательство об обязательном страховании жизни и здоровья не рассматривает извещение страховщика о наступлении страхового случая в качестве основания для возникновения у страховщика обязанности по выплате страхового возмещения, в связи с этим, п. 9.8 государственного контракта от 24.12.2008 года, распространяющий ответственность страховщика лишь на страховые случаи, о которых ему стало известно в период действия контракта, не соответствует закону, указанное положение противоречит общим началам страхового дела в РФ.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» необоснованно отказало истцу в выплате страхового возмещения. Поскольку страховой случай произошел в период действия Государственного контракта, заключенного с ЗАО «Страховая Группа «Спасские ворота», то именно у данного страховщика возникает обязательство по выплате ему страховой суммы. Оснований для освобождения данного страховщика от выплаты страховой суммы, предусмотренных контрактом, не установлено.
Отказ ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» в выплате истцу страховой суммы суд полагает обоснованным, поскольку в соответствии с Государственным контрактом от 14.01.2010 г., заключенным между ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» и ФСИН России, действие Государственного контракта распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 г.
В соответствии с п. 10.1.4 Государственного контракта № 568 юр/08 от 24.12.2008 г., в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы легкого увечья (ранения, травмы, контузии), ему выплачивается страховая сумма в размере 5 окладов.
Согласно справке <данные изъяты> УФСИН России по Воронежской области» от 05.08.2010 г. № 7 оклад месячного денежного содержания истца составляет <данные изъяты>
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Петрова С.А. о взыскании с ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в его пользу страховой суммы в размере <данные изъяты>. (<данные изъяты>).
ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» по изложенным выше обстоятельствам является ненадлежащим ответчиком, поэтому предъявленные к нему требования удовлетворению не подлежат.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика ЗАО «Страховая Группа «Спасские ворота» подлежит взысканию в бюджет Усманского района Липецкой области государственная пошлина в размере <данные изъяты>
Согласно ст.99 ГПК РФ со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени.
По правилам ст.99 ГПК РФ компенсация за фактическую потерю рабочего времени стороне присуждается в случае, когда лицо не преследует цели судебной защиты, а действует лишь во вред другой стороне. При этом недобросовестность действий стороны должна быть доказана.
Поскольку ответчиком ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» суду не представлено доказательств, свидетельствующих о недобросовестности истца, а само по себе предъявление необоснованного иска не может рассматриваться как недобросовестное пользование процессуальными правами, влекущее предусмотренные ст.99 ГПК РФ последствия, то оснований для взыскания компенсации за фактическую потерю времени с истца в пользу данного ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.56, ч.1 ст. 103, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Петрова С.А. к ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» о взыскании страховой выплаты удовлетворить:
Взыскать с ЗАО «Страховая Группа «Спасские ворота» в пользу Петрова С.А. страховую сумму в размере <данные изъяты>. <данные изъяты>.
Взыскать с ЗАО «Страховая Группа «Спасские ворота» в доход бюджета Усманского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
В удовлетворении исковых требований Петрова С.А. к ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» о взыскании страховой выплаты отказать.
В удовлетворении требования ООО «СК «СОГАЗ-ЖИЗНЬ» о взыскании с Петрова С.А. компенсации за фактическую потерю времени в размере <данные изъяты>. отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: Пирогова М.В.
Мотивированное решение изготовлено 08.04.2011 года
Судья: М.В. Пирогова