Дело № 1-15/11
Приговор
Именем Российской Федерации
г. Усинск 19 января 2011 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе: председательствующего судьи Попова Д.А.,
при секретаре Немцовой Т.С.,
с участием:
государственного обвинителя Дядика С.А.,
подсудимого Гузиева А.И.,
его защитника - адвоката Кочневой Н.А., представившей удостоверение № и ордер №;
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
Гузиева А.И.
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,
Установил:
Подсудимый совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах.
В период времени после 18-ти часов ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, точное время не установлено, в ..., Гузиев А.И. в ходе ссоры после совместного распития спиртного на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, с целью лишения жизни А, умышленно нанес последнему один удар ножом в область расположения жизненно-важных органов - грудную клетку, в результате чего А было причинено телесное повреждение в виде проникающего колото-резаного ранения грудной клетки с ранением правого лёгкого и верхней полой вены, сопровождавшееся массивным кровотечением в правую плевральную область и полость перикарда, причинившее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и повлекшее смерть.
Подсудимый Гузиев А.И. в судебном заседании вину по предъявленному обвинению признал частично и показал, что ДД.ММ.ГГГГ к нему в гости пришли Д и А, с которыми он распивал спиртные напитки. В тот день А он увидел впервые. Гузиев А.И. сидел за столом слева. Слева от него лежал нож, которым он резал хлеб и колбасу. В процессе распития спиртного А начал ссориться с Д, говорил о том, что он «сидел» в тюрьме. Гузиев А.И. попросил А не говорить на данную тему. Находясь в туалете, он услышал удар. Когда вышел из туалета, увидел, что Д лежит на диване. Он подошел к А, который сказал: «Козлы, я вас почикаю», после чего толкнул Гузиева А.И. и тот упал в кресло. А стал наносить ему удары, бил везде, в том числе и по спине. Он стал отбивать руки А, чтобы тот не схватил нож. Звал Д, чтобы он ему помог, но тот пьяный спал. В процессе избиения его А, он толкнул А, и они упали на пол. Гузиев А.И. оказался сверху на А. Когда упали, нож оказался у А. Гузиев А.И. выломал А руку, забрал нож и нанес им А удар правой рукой в грудную клетку слева, так как боялся за свою жизнь, у него уже не было сил, он звал на помощь Д, но тот спал, он боялся, что А отнимет у него нож. Когда вставал, выдернул из груди А нож и отбросил его в сторону. После того, когда понял, что А не дышит, он положил его на кровать. Когда у А пошла кровь, он спустил его на пол, чтобы тот не испачкал кровать. Ни «Скорую помощь», ни милицию он не вызывал, так как А уже не подавал признаков жизни. Позже проснулся Д и ушел домой. После ухода Д в кармане А он нашел телефон и пошел к Д, чтобы отдать телефон. Возвратившись домой, дверь в своей квартире не закрывал, так как ждал прихода милиции. Нож, которым нанес удар А, положил в карман куртки, чтобы отдать его милиции. Пояснил, что не может определиться, сколько прошло времени с того момента, как он ударил ножом А до того момента, когда в его квартире очнулся Д.
В порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, по ходатайству государственного обвинителя, в судебном заседании оглашены показания потерпевшей К (т.1 л.д.113-115), данные ею на предварительном следствии, неявившейся в судебное заседание, в которых она пояснила, что ее сын А был судим, отбывал лишение свободы. По характеру он был спокойным, уравновешенным, однако в алкогольном опьянении у него могла проявляться агрессия. Об обстоятельствах смерти сына ей ничего неизвестно. В августе-сентябре тот поехал в ... для поиска работы.
Допрошенный в качестве свидетеля Д в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ, около 14.00 часов, он и его двоюродный брат А пошли в гости к Гузиеву А.И. в ..., где распивали спиртные напитки. Сидели за столом. Он сидел ближе к А. В процессе распития спиртного, в 18.00-19.00 часов, между Гузиевым А.И. и А началась ссора. Так как ранее оба были судимы, то разговаривали на свои темы о том, что правильно, а что неправильно. При этом оба нервничали. Нецензурной бранью не выражались. Он стал встревать в разговор, пытаясь их успокоить, чтобы они не ссорились. В ходе ссоры Гузиев А.И. держал в своих руках раскладной нож и говорил А, что тот «договорится», что Гузиев А.И. его «завалит». Данный нож Гузиев А.И. всегда носит с собой. Д воспринимал данные угрозы как шутку, думал, что Гузиев А.И. причинит А телесные повреждения, но не убьет его и не применит нож. Около 20-21 часа он в очередной раз пытался словесно разнять А и Гузиева А.И., в связи с чем А ударил его кулаком в область лица, от чего он потерял сознание. Очнулся он ДД.ММ.ГГГГ, около 20-21 часа. Гузиев А.И. сидел в кресле, а А лежал на боку на диване. Он стал будить А. Гузиев А.И. сказал, что «завалил» его, однако Д не придал значения его словам, так как А был теплый. Телесных повреждений на нем он не видел, поэтому решил, что А много выпил и спит, когда проспится, то придет домой. Д собрался и ушел домой. Он пришел домой в 21.30. На следующий день к нему пришел Гузиев А.И. и сказал, что зарезал А и попросил помочь избавиться от трупа, при этом сказал, что если он кому-либо об этом скажет, то ему будет плохо. Д испугался и после ухода Гузиева А.И. сразу пошел в милицию. Также Д показал, что в тот день все находились в состоянии средней степени алкогольного опьянения. При этом считает, что пьянее всех был А, а Гузиев А.И. контролировал себя. Д пояснил, что ранее употреблял спиртные напитки с Гузиевым А.И.. Иногда в состоянии алкогольного опьянения тот становился буйным, мог перевернуть что-либо, а на следующий день говорил, что ничего не помнит.
В судебном заседании в соответствии с ч. 3 ст. 281 УПК РФ оглашены показания свидетеля Д, данные им на предварительном следствии (т. 1 л.д. 136-141), в которых он пояснил, что Гузиев А.И. во время ссоры с А всё время повторял А, что он его «порешит», «завалит», то есть убьет, в связи с чем Д реально воспринимал угрозы убийством, высказанные Гузиевым А.И. в адрес А, так как Гузиев А.И. имел на это реальную возможность, поскольку у того в руках находился нож, который он постоянно демонстрировал, направлял его в сторону А, делал выпады ножом в сторону А. После оглашения данных показаний свидетель Д пояснил, что он действительно реально воспринимал угрозы Гузиева А.И., высказанные им в адрес А.
В судебном заседании были допрошены судебно-медицинские эксперты Г и Б, пояснившие, что, с учетом высокой температуры в квартире, ДД.ММ.ГГГГ Д мог воспринимать А, погибшего вечером ДД.ММ.ГГГГ, спящим, поскольку трупное окоченение уже могло разрушиться.
Свидетель Щ суду показал, что длительное время знаком с Гузиевым А.И., охарактеризовал его с положительной стороны, пояснил, что летний период Гузиев А.И. провел за пределами ... на рыбалке.
Помимо показаний подсудимого, не отрицающего нанесение смертельного ранения А, показаний потерпевшей, свидетеля Д, которому не доверять у суда не имеется оснований, экспертов Б и Г, виновность Гузиева А.И. подтверждается также исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован рапорт следователя В об обнаружении в ... по ... трупа А с проникающим колото-резаным ранением грудной клетки (т. 1 л.д. 4).
В период времени с 23.30 до 00.40 в ночь ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ была осмотрена указанная квартира. Согласно протокола осмотра места происшествия видимых следов борьбы в квартире не обнаружено. В комнате на ковре между кроватью и диваном на полу находится труп А, лежащий лицом вниз. На передней грудной поверхности тела в области грудины имеется колото-резаная рана. При осмотре, в левом кармане висящей на вешалке в коридоре черной куртки с капюшоном, был обнаружен и изъят складной нож с деревянной ручкой со следами бурого вещества на лезвии (т. 1 л.д. 17).
Согласно протокола осмотра обнаруженный нож состоит из клинка длиной около <данные изъяты> мм., шириной около <данные изъяты> мм., лезвие заточено с двух сторон, и рукоятки длиной около <данные изъяты> мм. и шириной около <данные изъяты> мм. На правой стороне клинка имеются пятна красновато-бурого цвета, похожего на кровь, в виде продольных мазков (т. 1 л.д. 173-175).
По заключению судебно-биологической экспертизы на ноже обнаружена кровь, которая могла произойти от А и не могла произойти от Гузиева А.И. (т. 1 л.д. 214-218).
По заключению медико-криминалистической экспертизы рана на теле А могла образоваться в результате воздействия данного ножа (т. 1. л.д.223-232).
При предъявлении для опознания ДД.ММ.ГГГГ свидетель Д опознал указанный нож, пояснив, что неоднократно видел его у Гузиева А.И., в том числе и вечером ДД.ММ.ГГГГ тот им пользовался (т. 1 л.д.148-151).
При осмотре трупа А ДД.ММ.ГГГГ в помещении морга ... были обнаружены следующие повреждения. В области грудины в 7 см. от правого соска на межосевой линии колото-резаная рана 1,3х0,6 см. с ровными краями, заостренными углами в косо-вертикальном направлении слева-направо, от верхнего угла раны царапина 3х0,1 см. В третьем межреберье в одном см. от правого края грудины дефект межреберных мышц подкожная рана с ровными краями с заостренными углами в косовертикальном направлении слева-направо. При осмотре внутренних органов обнаружены повреждения правого легкого и правой боковой поверхности перикарда в виде дефекта линейной формы 1х0,3 см. Иных телесных повреждений на трупе не обнаружено. Для исследования были изъяты: одежда А, кожный лоскут с раной, образцы крови, желчи, срезы ногтей с рук. Изъятые предметы и образцы осмотрены и приобщены к материалам уголовного дела (т. 1 л.д. 28-31, 33-35).
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы причиной смерти А явилось проникающее колото-резаное ранение грудной клетки с расположением кожной раны на передней поверхности грудной клетки в 7 см. от правого соска на межсосковой линии, продолжающейся раневым каналом, направленным спереди назад практически горизонтально и справа налево, проникающим в правую плевральную полость и полость перикарда с ранением правого легкого и верхней полой вены, сопровождавшееся массивным кровотечением. Данное ранение образовалось в результате однократного воздействия предмета типа ножа, в том числе изъятого при осмотре места происшествия, практически непосредственно перед наступлением смерти и квалифицируется как причинившее тяжкий вред здоровью. В момент причинения А телесного повреждения он был расположен передней поверхностью тела к нападавшему, нападавший наиболее вероятно был расположен напротив А, оба могли стоять, сидеть или лежать. Перед смертью А находился в алкогольном опьянении тяжелой степени. Проникающее колото-резаное ранение грудной клетки, послужившее причиной смерти А, могло образоваться в срок и при обстоятельствах, указанных в явке с повинной Гузиева А.И. (т. 1 л.д. 188-190).
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован протокол явки Гузиева А.И. с повинной, в котором он собственноручно указал, что в ходе ссоры А ударил Гузиева А.И. кулаком в грудь, схватил нож и кинулся на него. В результате борьбы Гузиев А.И. перехватил нож и ударил А в грудь, после чего тот перестал двигаться (т. 1 л.д. 36-37).
ДД.ММ.ГГГГ у Гузиева А.И. получены биологические образцы для сравнительного исследования, произведена выемка одежды, в которой он находился в момент преступления. Данная одежда осмотрена и приобщена к материалам уголовного дела (т. 1 л.д. 53-56, 49-50, 169-172).
В ходе проверки показаний на месте ДД.ММ.ГГГГ Гузиев А.И. аналогично своим показаниям в суде рассказал и показал, как нанес удар ножом в грудь А (т. 1 л.д. 71).
При медицинском освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ у Гузиева А.И. телесные повреждения не обнаружены (т. 1 л.д. 210).
По заключению судебно-биологической экспертизы на одежде А обнаружена кровь, которая могла произойти от него самого, и не происходит от Гузиева А.И. На одежде подсудимого крови не обнаружено (т. 1 л.д. 214-218).
Таким образом, в судебном заседании с достаточной полнотой были установлены событие преступления - причинение Гузиевым А.И. смерти А, мотив его совершения - личная неприязнь, его обстоятельства - в ходе ссоры, орудие убийства, характер вреда, причиненного здоровью А.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 17 УПК РФ, суд приходит к выводу о том, что они не противоречат друг другу, согласуются между собой и устанавливают вину подсудимого в совершении в результате ссоры умышленного убийства А
По мнению суда об этом свидетельствуют: предшествующее поведение Гузиева А.И., описанное свидетелем Д, когда он в споре с ножом в руке угрожал А физической расправой; отсутствие следов борьбы в квартире и отсутствие каких-либо телесных повреждений у Гузиева А.И., несмотря на его утверждения о нанесении А ему нескольких ударов, падении обоих при борьбе на пол, и отсутствие иных, кроме смертельного, телесных повреждений у А, которые могли бы образоваться в результате борьбы, драки; попытка подсудимого добиться от Д помощи в сокрытии следов преступления, угрозы расправой в случае обращения в милицию, вместо естественно для подвергшегося нападению человека обращения за медицинской помощью и в правоохранительные органы. При этом суд учитывает нахождение потерпевшего перед смертью в тяжелом опьянении, что, в совокупности с отсутствием у него и у Гузиева А.И. телесных повреждений, также свидетельствует о том, что А реально не нападал на подсудимого. С учетом изложенного, суд отвергает доводы подсудимого и его защитника о причинении Гузиевым А.И. смерти А в результате вынужденной самообороны либо при превышении ее необходимых пределов.
Оценивая установленные в судебном заседании объективные действия Гузиева А.И., суд приходит к выводу, что, нанося удар ножом в грудную клетку А, подсудимый осознавал общественно-опасный характер своих действий, не мог не предвидеть не только реальной возможности, но и неизбежности наступления общественно-опасных последствий - смерти А, и желал наступления именно этого результата.
С учетом изложенного, считая вину Гузиева А.И. доказанной, суд квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Оценивая данные о личности подсудимого<данные изъяты>, его поведение во время судебного разбирательства, результаты судебно-психиатрической экспертизы (т. 1 л.д. 237-238) суд находит их достаточными для признания Гузиева А.И. вменяемым, способным нести уголовную ответственность.
При определении наказания суд учитывает, что Гузиевым А.И. совершено особо тяжкое преступление, направленное против жизни человека, имеющее наивысшую общественную опасность, повлекшее необратимые последствия в виде гибели человека. Подсудимый <данные изъяты> отрицательно характеризуется, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> Принимается во внимание судом также и наличие у подсудимого заболевания <данные изъяты>
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Гузиева А.И., признаются его явка с повинной, наличие у него хронического заболевания.
Обстоятельств, отягчающих наказание Гузиева А.И., по делу не установлено.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Гузиевым А.И. преступления, а также фактические обстоятельства его совершения, личность виновного, его имущественное и семейное положение, состояние здоровья, суд считает, что подсудимому необходимо назначить наказание в виде лишения свободы с реальной изоляцией его от общества, поскольку при назначении иного вида наказания не будут достигнуты цели его применения, в том числе цели восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений. Оснований для применения положений ст. ст. 64, 73 УК РФ по делу не имеется. Принимая во внимание наличие смягчающих обстоятельств, суд полагает возможным не назначать дополнительное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 105 УК РФ, в виде ограничения свободы.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд
Приговорил:
Признать Гузиев А.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы сроком девять лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания Гузиеву А.И. исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. Зачесть в срок отбывания наказания время содержания под стражей по настоящему делу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Меру пресечения Гузиеву А.И. на кассационный период оставить прежней в виде содержания под стражей, по вступлении приговора в законную силу - отменить.
Вещественные доказательства по делу: толстовку, футболку, трусы, брюки спортивные, брюки с ремнем и ботинки, принадлежащие А, - возвратить потерпевшей; джинсы черные, футболку, джемпер серый - возвратить Гузиеву А.И.; пододеяльник с пятнами вещества бурого цвета и складной нож - уничтожить.
Приговор может быть обжалован в судебную коллегию Верховного суда Республики Коми через Усинский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, подсудимым - в течение 10 суток со дня получения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный в указанный срок вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Д.А. Попов