о применении правовых актов и перерасчете заработной платы, взыскании недополученной заработной пла



Дело № 2-1256/10 г.

Решение

Именем Российской Федерации

Усинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Н.А. Кашина,

при секретаре Н.А. Савиной,

Дата обезличена., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бугаенко Т.П. к Государственному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 4» г. Усинска о применении правовых актов, перерасчете заработной платы, взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации,

установил:

Бугаенко Т.П. обратилась в суд с заявлением к Государственному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 4» г. Усинска о применении правовых актов, установлении оклада не ниже МРОТ, перерасчете заработной платы, включая дни пребывания в очередном отпуске, больничном, командировках, работу по совместительству с 01.09.2007г., с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, взыскании недополученной заработной платы. Заявление мотивировано тем, что с Дата обезличена она работает в ГОУ «Детский дом № 4» г. Усинска, ее должностной оклад в настоящее время составляет ... рублей. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2010г. ответчик должен был принять за основу размер первого разряда - размер МРОТ, то есть с 01.09.2007г. в размере не ниже 4 330,0 рублей с последующим применением к данной тарифной ставке тарифных коэффициентов соотносительно занимаемым должностям (должностному окладу), выплат стимулирующего и компенсационного характера и с учетом того, что работа выполняется в РКС- районным коэффициентом и северными надбавками. В дополнениях к исковому заявлению истица просит взыскать с ответчиков недополученную заработную плату за период с Дата обезличена по Дата обезличена., которая по ее расчетам составляет ... руб.

В судебное заседание истица не явилась, в исковом заявлении просит в случае ее отсутствия в связи с нахождением за пределами г. Усинска (отпуск, командировка), провести судебное заседание в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований возражает.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Бугаенко Т.П. работает в Государственном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 4» г. Усинска. С Дата обезличена должностной оклад истицы составляет ... руб. в месяц. Кроме оклада истице ежемесячно начисляется надбавка за работу с детьми в размере 20 %, следовательно, с указанной надбавкой заработная плата истицы составляет ... руб., что больше минимального размера оплаты труда. Кроме того, истице начисляется и выплачивается надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 80%, районный коэффициент в размере 50 %. Согласно представленного истицей анализа фактически начисленных выплат и бухгалтерской справки среднемесячная заработная плата истицы, включая надбавки и доплаты стимулирующего и компенсационного характера в период с Дата обезличена по Дата обезличена составила ... руб., в Дата обезличена - ... руб., в Дата обезличена.- ... руб., в Дата обезличена - ... руб.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Определение заработной платы (оплата труда работника) содержится в ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Анализ вышеизложенного свидетельствует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, его составной частью.

Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.

Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 года № 1160-О-О, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.

Согласно представленного истицей расчета фактически начисленной заработной платы и бухгалтерской справки среднемесячный доход истицы, включая оклад и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, в период с Дата обезличена по Дата обезличена составил ... руб., в Дата обезличена - ... руб., в Дата обезличена.- ... руб., в Дата обезличена - 9 ... руб., что свидетельствует о том, что за весь спорный период с Дата обезличена г. он не был ниже установленного минимального размера оплаты труда, следовательно, нарушений ее трудовых прав при начислении и выплате ей заработной платы за данный период ответчиком не допущено.

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Исходя из изложенного, исковые требования Бугаенко Т.П. об изменении должностного оклада, взыскании недоначисленных сумм заработной платы в размере ... руб. с индексацией указанной суммы удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Бугаенко Т.П. к Государственному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 4» г. Усинска о применении правовых актов, перерасчете заработной платы и взыскании недополученной заработной платы в размере ... руб. с индексацией указанной суммы - отказать в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней.

Председательствующий:

Н.А.Кашин