Дело №2-1652/10
Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми
председательствующего судьи Н.А. Кашина,
при секретаре Т.С.Немцовой,
Дата обезличена в г. Усинске Республики Коми, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канева В.М. к территориальному органу Администрации муниципального образования городской округ «Усинск» - администрации с. Щельябож об устранении нарушений трудового законодательства, регулирующего оплату труда работников культуры, взыскании недополученной заработной платы с уплатой процентов (денежной компенсации),
У С Т А Н О В И Л:
Канев В.М., являющийся работником Муниципального учреждения «Дом культуры с. Щельябож» , обратился с иском к Администрации муниципального образования городской округ «Усинск» - администрации с. Щельябож об устранении нарушений трудового законодательства, регулирующего оплату труда работников образования, заключающегося в требовании установить оклад не ниже минимального размера оплаты труда, взыскании недополученной заработной платы включая дни пребывания его в очередном отпуске, больничном, командировках, а также работу, выполняемую им по совместительству в период с Дата обезличена по Дата обезличена с уплатой процентов (денежной компенсации) за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, а в случае недостаточности средств - с МО ГО «Усинск». Согласно представленному истицею расчету размер невыплаченной заработной платы с Дата обезличена составляет ... руб., которые истица просит взыскать с ответчиков.
В судебное заседание истец не явился, в исковом заявлении просит в случае его нахождения за пределами г. Усинска рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом в качестве соответчика по данному иску привлечено Муниципальное учреждение «Дом культуры с. Щельябож», Администрации муниципального образования городской округ «Усинск».
Представитель территориального органа Администрации муниципального образования городской округ «Усинск» - администрации с. Щельябож в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых ссылаясь на нормы трудового законодательства и конкретные судебные акты против удовлетворения исковых требований возражает, обосновывая их необоснованность.
Представитель ответчика МОУ «Дом культуры с. Щельябож» Канева Т.Я. в судебном заседании требования истицы считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель Администрации муниципального образования городской округ «Усинск», в судебное заседание не явился, в представленном отзыве на исковое заявление считает его необоснованным, просит в удовлетворении исковых требований отказать, применить последствия пропуска истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в порядке ст. 392 ТК РФ.
Суд, исследовав письменные материалы дела и представленные отзывы на исковые заявления, приходит к следующему.
Канев В.М., является работником МОУ «Дом культуры с. Щельябож». Его должной оклад составляет ... руб., на который начисляются надбавки и доплаты компенсационного и стимулирующего характера. Согласно представленной в материалы дела бухгалтерской справки его среднемесячная заработная плата, включая должностной оклад, надбавки стимулирующего и компенсационного характера в Дата обезличена составила ... руб.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Определение заработной платы (оплата труда работника) содержится в ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Анализ вышеизложенного свидетельствует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, его составной частью.
Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.
Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 года № 1160-О-О, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Ответчиком Администрацией муниципального образования городской округ «Усинск» заявлено ходатайство о пропуске Каневым В.М., срока для обращения с иском в суд.
Федеральный закон № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», а также Трудовой кодекс РФ были опубликованы в официальных периодических изданиях и были доступны для всеобщего обозрения. Учитывая данное обстоятельство и принимая во внимание то, что истец работает в учреждении ответчика, ежемесячно получал заработную плату и имел возможность ознакомиться с условиями и видами выплат, предусмотренных законом, в связи с чем должен был узнать о предполагаемом нарушении своего права своевременно. Возникшие правоотношения не носят длящийся характер, поскольку заработная плата истцу начислялась и выплачивалась ежемесячно. Учитывая указанные обстоятельства и то, что уважительных причин пропуска срока истцом не представлено и в судебном заседании не установлено, суд с учетом нормы, предусмотренной ч.1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд.
Согласно бухгалтерской справки, представленной в материалы дела, совокупный среднемесячный доход Канева В.М., по основной работе, включая должностной оклад, компенсационные выплаты и надбавки (... руб.), за весь спорный период был не ниже установленного минимального размера оплаты труда, следовательно, нарушений трудовых прав истца при выплате ему заработной платы за данный период ответчиком не допущено.
Доводы истцаа о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, и надбавки компенсационного характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).
В то же время, действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Исходя из изложенного исковые требования Канева В.М. об изменении должностного оклада, взыскании недоначисленных сумм заработной платы в размере ... руб. индексации невыплаченных сумм, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Канева В.М. к территориальному органу Администрации муниципального образования городской округ «Усинск» - администрации с. Щельябож, Муниципальному учреждению «Дом культуры с. Щельябож», Администрации муниципального образования городской округ «Усинск» об устранении нарушений трудового законодательства, регулирующего оплату труда работников образования, взыскании недополученной заработной платы в размере ... руб. с уплатой процентов (денежной компенсации), отказать в связи с необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней.
Председательствующий - Н.А.Кашин