Дело № 2-1326/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Волковой С.Г.,
при секретаре Гвозденко К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске, Республики Коми Дата обезличена года гражданское дело по иску Корнеевой З.С. к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 4» г. Усинска о признании незаконными действий работодателя, устранении нарушений трудового законодательства, взыскании недополученной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Корнеева З.С. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконными действий работодателя, устранении нарушений трудового законодательства, взыскании недополученной заработной платы в размере ... руб. ... коп., обосновывая свои требования тем, что с Дата обезличена года работает в ГОУ «Детский дом № 4, Федеральным законом № 82 от 19.06.2000г. минимальный размер оплаты труда на территории РФ был установлен в размере 4330 руб., Президиум Верховного суда РФ постановлением от 10 марта 2010г. разъяснил, что размеры тарифных ставок, окладов, определяющие месячную заработную плату работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, в который не включаются иные доплаты и надбавки, а также северный и районный коэффициенты, на основании чего истица полагает, что ей была не доплачена заработная плата в указанном выше размере.
В судебное заседание истица не явилась, в исковом заявлении просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 2).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в котором указывает, что ответчик не согласен с исковым заявлением, поскольку заработная плата Корнеевой З.С. выплачивалась на основании постановления Правительства РК от 22.10.2007г. № 241 «Об оплате труда работников государственных учреждений образования РК» и штатного расписания, а также заявляет о пропуске истицей срока на обращение в суд, установленного ст. 392 ТК РФ л.д. 21).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Корнеева З.С. работает в ГОУ «Детский дом № 4» , (приказ о приеме на работу Номер обезличен от Дата обезличена., трудовой договор от Дата обезличена -л.д. 9,10), Корнеевой З.С. установлен должностной оклад в размере ... руб., доплата за работу с детьми в размере 20% от оклада (... руб. ... коп.), северная надбавка в размере 80 % и районный коэффициент в размере 50 %, кроме того, как следует из расчетных листов, представленных истицей и расчета начисленной заработной платы представленного ответчиком, помимо указанных стимулирующих и компенсационных выплат истице ежемесячно выплачивались стажевая надбавка в размере 15% от оклада (... руб. ... коп.) и доплата за напряженность в размере 80% от оклада (... руб. ... коп.).
В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности(квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3-5 указанной статьи).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в которые включаются размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.
Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), частью третьей данной статьи закреплено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Анализируя вышеуказанные нормы трудового законодательства в их взаимосвязи, суд приходит к выводу, что законом допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при этом заработная плата, с учетом всех составляющих элементов и при условии выполнения нормы труда за месяц, должна быть не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Доводы истицы о том, что именно должностной оклад не может быть меньше минимального размера оплаты труда, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера должны устанавливаться работникам свыше этого размера, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Разъяснение по данному вопросу в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009г. от 10.03.2010г. на котором, в том числе, истица основывает свои требования было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного суда РФ от 16.06.2010г.
Частью первой статьи 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности по требованиям истицы, в судебном заседании уважительных причин пропуска трехмесячного срока на обращение в суд не установлено, как следует из материалов дела заработная плата истице выплачивалась ежемесячно, она работает в должности бухгалтера, следовательно владела информацией о размере своего должностного оклада, видах и размерах всех выплат, свои требования истица основывает на нормах действующего законодательства, содержащихся в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе, регулирующем установление минимального размера оплаты труда в период с 01.09.2007г., которые официально опубликованы и общедоступны, в связи с чем истица имела реальную возможность и должна была узнать о предполагаемом нарушении своего права своевременно. Таким образом, учитывая отсутствие уважительных причин пропуска срока исковой давности, суд в соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истице в пределах последних трех месяцев до обращения с иском в суд (апрель-июнь 2010г.).
Минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года N82-ФЗ и с 1 января 2009 года его размер составляет 4 330 рублей в месяц.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования истицы о признании незаконными действий работодателя, устранении нарушений трудового законодательства, взыскании недополученной заработной платы в связи с ее перерасчетом исходя из минимального размера оплаты труда не подлежит удовлетворению, поскольку ответчиком не допущено нарушений в части установления истице должностного оклада, за оспариваемый период размер ее заработной платы, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный на территории РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела расчетными листами и справкой о начисленной заработной плате, представленными истицей и расчетом начисленной истице заработной плате, представленном ответчиком.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Корнеевой З.С. к Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 4» г. Усинска о признании незаконными действий работодателя, устранении нарушений трудового законодательства, взыскании недополученной заработной платы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Волкова С.Г.